Бесправный департамент
От первого же докладчика, коим стала заместитель директора департамента архитектуры и строительства Светлана ШЕВЧЕНКО, предприниматели узнали массу полезного и интересного. Например, что градостроительная политика на всей территории Российской федерации определяется Федеральным законодательством. Что согласно этому законодательству все муниципальные образования обязаны обзавестись собственными градостроительными документами. И что в случае, если город не успеет разработать генплан и правила землепользования и застройки к 1 января 2010 года, все строительство придется остановить.
Впрочем, успокоила участников конференции госпожа ШЕВЧЕНКО, такая работа уже ведется. И судя по всему, к 2010 году чиновники уложатся. Если, конечно, финансов хватит: на все про все разработчикам генплана и сопутствующей документации потребуется 300 млн рублей. Пока есть только 40 млн, выделенных областным бюджетом, и 4,5 млн, полученных от города. Еще 100 млн планируется освоить в следующем году.
Рассказала Светлана ШЕВЧЕНКО и о проблемах. Правда, не о проблемах предпринимателей, а о проблемах, которые доставляют городу эти самые предприниматели. Вернее, самая несознательная их часть. Одна из проблем стоящих на пути реализации генплана — в городе уже сейчас практически не осталось свободных площадок под строительство жилья.
— Еще в 1988 году мы говорили, что этих площадок у нас только три, — сообщила госпожа ШЕВЧЕНКО. — Их и сейчас три — это Левый берег, Амурский поселок и Московка. Все остальные площадки можно осваивать с реконструкцией или со сносом, что предполагает значительные затраты для застройщика.
При этом даже те площадки, которые теоретически пригодны для застройки, на деле освоить не так просто. Так, по словам госпожи ШЕВЧЕНКО, в период правления предыдущей городской власти была выдана масса актов выбора участков на пустыре между улицами Конева и 70 лет Октября. Так что всем только кажется, что этот участок пустует. На бумаге он уже давным-давно застроен и вовсю эксплуатируется. Нынешняя городская власть, конечно, сейчас внимательно пересматривает акты, выданные властью предыдущей. Но не всегда успешно. Не в силах мэрия справиться и самостройщиками, активно осваивающими центр города, которым все генпланы и «красные линии» уж точно до фонаря.
— Иные заказчики, только получив акт выбора участка, уже считают, что можно начинать строительство. И мы не в силах ничего поделать, — посетовала Светлана ШЕВЧЕНКО. — Потребовать сноса уже построенных сооружений может только ГАСН, но он этого не делает. А наш департамент здесь бесправен. Мы можем только иски подавать от имени администрации.
Военный суверенитет
Следующим перед предпринимателями выступал главный специалист территориального отделения Российского фонда федерального имущества Виталий КАЗАКОВ. У его ведомства, как оказалось, проблем нет. Ни при застройке, ни при эксплуатации. И вообще все функции этого ведомства сводятся к продаже «федерального, арестованного, конфискованного и бесхозного имущества». А вот потом уже начинаются проблемы. Но это совсем не проблемы РФФИ.
Например, сейчас Министерство обороны продает имущество 12-го и 13-го военных городков, расположенных в самом центре города. Однако с городом дальнейшее назначение этого имущества согласовываться никак не будет. Потому что городу оно не принадлежит. Как не принадлежит городу земля в самом его центре. Как городские власти будут воздействовать на добросовестных приобретателей этой земли, которые, может быть, захотят расположить на ней полигон промышленных отходов или атомную электростанцию, это уже их проблемы. Тем более, что продаваться имущество военных городков будет, как сообщил Виталий КАЗАКОВ, не на открытом аукционе, а через договор инвестиционного контракта. И не в Омске, а в Москве.
И на вопрос генерального директора ОАО «Омскметаллооптторг» Романа БАБИКОВА, а не обходной ли это маневр с целью приватизации федерального имущества, господин КАЗАКОВ честно ответил, что да, обходной маневр. Но используется он федеральной властью, а потому в законности его сомневаться не пристало. И к тому же это не совсем приватизация, потому что имущество Минобороны продается не по закону, а по указу президента. Который, как известно, весомее любого закона.
Дмитрий МИТИН