— Ирина Филипповна, какова цель реконструкции?
— В 2001 году мы стали арендаторами помещений на первом этаже, заключив договор с областным комитетом по управлению имуществом. Балансодержателем в этот период времени являлось ГУП «Траст». Но через год мне сообщили, что наши площади уже давно являются собственностью ОАО «Ресторан „Центральный“, и предложили их выкупить. Арендодатель подтвердил, что выкупить помещения в принципе невозможно, так как здание является памятником истории и культуры, а результаты приватизации, на основе которых и было зарегистрировано право собственности ОАО „Ресторан Центральный“, на эти помещения недействительны. Балансодержатель придерживался такой же точки зрения и обратился в соответствующие органы с просьбой разобраться в ситуации. А нам было предложено подать в суд иск о признании результатов приватизации недействительными. Что мы и сделали, но суд проиграли — »Компания Филипп" выступала как ненадлежащий истец. Проще говоря, коммерческая структура пыталась защищать интересы государства. А город отстаивать свои интересы в суде не захотел. В тот же момент выяснилось, что договор аренды, заключенный между «Компанией Филипп» и комитетом по управлению имуществом, ничтожный, так как на момент заключения сделки комитет уже сам не являлся собственником. Тогда уже вступило в силу решение суда, согласно которому памятники местного значения принадлежали муниципалитету. Пока шли все эти разбирательства, ОАО «Ресторан Центральный» продало наши помещения другому коммерческому предприятию, которое в свою очередь подало в суд иск о нашем выселении. Все закончилось мировым соглашением, по которому я выкупила арендованные ранее площади за 5 млн рублей. А если бы не поверила чиновникам и приняла сразу предложение ОАО «Ресторан Центральный», то затраты составили бы всего 3 млн рублей. О потраченном времени и нервах не говорю, потому как считаю любой опыт полезным.
Таким образом, я стала собственником части первого этажа, сейчас здесь располагается центр цифровой печати. На втором этаже находился дешевый бар с бильярдом и пивом, а с другой стороны здания ГУП «Траст» разрешило открыть баню. И были случаи, когда к нам в вестибюль в момент переговоров заходили мужчины в трусах и с пивом. Пару раз разбивали окна. Входная дверь вообще была вся в заплатках после ночных гуляний в баре. Здание находилось в ужасном состоянии, вода через крышу текла по стене рекой. В конечном итоге я поняла: чтобы навести здесь порядок и защитить свой бизнес, нужно предпринимать конкретные действия. В конце 2003 года с департаментом недвижимости был заключен договор доверительного управления, согласно которому мы взяли на себя обязательства по реконструкции всего здания. Объем инвестиций по предварительным расчетам должен был составить 20 млн рублей.
— Вы выступаете единственным инвестором?
— Когда я обратилась в департамент, сразу появилась масса конкурентов. Это люди весьма солидные, занимающие в городе серьезное положение, и их имена у всех на слуху. Один из них подал в ДН подобное заявление, приложил ксерокопию моих расчетов и ручкой просто выправил цифры. Другими конкурентами на право доверительного управления стали новые владельцы гостиницы «Сибирь». Сначала мы договорились о пропорциональном вложении средств. Но, думаю, в итоге все свелось бы к тому, что старые стены они обшили бы гипсокартоном, помещения разделили на офисы и сдали в аренду. Поэтому подписывать договор с гостиницей я отказалась.
Приходили и другие инвесторы, но когда я им рассказывала, каким мне видится дальнейшее использование помещений, ответ был один — на этом много не заработаешь. Поэтому мне пришлось все делать самой. Мы даже не можем получить кредит — банки считают этот проект достаточно рискованным.
— Кто является владельцем помещений в здании?
— Мы купили часть неотремонтированных помещений на первом этаже площадью 207,7 кв. метра. Потом я приобрела у другого собственника еще 40 кв. метров. Также хотелось бы стать владельцем вновь построенных помещений. Второй и третий этажи — это около полутора тысяч кв. метров — по-прежнему остаются в муниципальной собственности. В здании есть еще два собственника — ПБОЮЛ Л.Н. КУКСГАУЗ, имеющая обувной магазин в пристройке и часть подвала. Собственность ПБОЮЛ А.М. КАСАБЯН — ресторан «Мимино» в подвальном помещении. Судьба помещения парикмахерской «Сказка» на сегодняшний день мне неизвестна.
— Сколько средств уже вложено в реконструкцию?
— Более 12 млн рублей. Очень дорого обошлись обследования фундаментов, несущих стен и перекрытий, которые пришлось выполнять несколько раз. Стены и фундамент подточили водостоки, а в 2001 году было разрешено собственникам сделать четыре новых входа в подвальные помещения, что тоже сыграло свою отрицательную роль, так как трогать грунты у основания нежелательно.
Сначала мы провели полный демонтаж, убрали старую штукатурку и заменили деревянные перекрытия на металлические. Больше миллиона рублей ушло только на то, чтобы на нескольких КамАЗах вывезти мусор. Выполнен начальный этап ремонта фасада (зашкурены стены, отреставрированы балконы). Чтобы не перекрывать движение по улице Ленина, приходится работать ночью. Полностью заменили систему отопления и водоснабжения, внутренние работы закончили, а вот с внешними... Уже второй год пытаемся найти того, кто взялся бы за решение проблем с канализацией (вынос колодцев и т.п.). Надо также проводить замену труб холодной воды, для этого придется делать прокол через улицу Ленина. Затраты складываются огромные также из-за того, что мы не можем подтянуть сюда мощный кран — входы во двор заняты гаражами. Основная часть работ осуществляется вручную. Только после проведенного демонтажа старых перегородок стало понятно, что придется провести усиление несущих стен, восстановление сводов, которые были нарушены прежними хозяевами. Из-за таких незапланированных работ пришлось отодвинуть сроки и увеличить сумму инвестиций. Сейчас рассчитываем приблизительно на 30 млн рублей.
— Что появится здесь после ремонта?
— «Компания Филипп» является премьер-партнером и уполномоченным сервисным центром корпорации Xerox. Площади нужны для расширения бизнеса. Хотелось бы, чтобы на третьем и четвертом этажах располагались фирмы, помогающие в организации и сопровождении бизнеса — юристы, аудиторы. На третьем этаже также появится конференц-зал.
Более того, мы планируем помогать в развитии творческой молодежи. Поэтому хотим на втором этаже организовать компьютерный клуб, поставить здесь несколько рабочих станций и цветных печатных машин. Преподаватели и художники, с которыми уже ведутся переговоры, могли бы здесь давать уроки для талантливых школьников. Кроме того, нам необходимо разделить потоки клиентов и облегчить жизнь корпоративным заказчикам и рекламным агентствам. На втором этаже планируется организовать дизайн-студию, а студенты и школьники будут обслуживаться на первом этаже.
Пристройка во дворе — это удорожание проекта, но мы не можем от нее отказаться. Все последнее время здание не соответствовало нормам пожарной безопасности. И пристройку пришлось делать только для того, чтобы организовать эвакуационные выходы.
— До революции здесь находилась гостиница «Европа», сохранится ли исторический облик этого здания?
— Предыдущие собственники изуродовали здание — в старой кирпичной кладке отверстия пробивали варварским способом. Хозяева закрыли арочные проемы, а рядом прорубили квадратные двери. Когда мы провели демонтаж, обнаружили на верхнем этаже красивую аркаду, а на месте маленьких коридоров и офисов оказались два больших зала. Мы сейчас все это пытаемся восстановить, реставрировать лепнину и кованые элементы. Планируется восстановление первоначальной отделки фасада из неоштукатуренного кирпича, как хотели историки. Штукатурка появится лишь на уже осыпающейся стене первого этажа. Надстроенный четвертый уровень по своему облику повторит второй этаж, мы сохраним карниз и все декоративные элементы. На начальном этапе компания приглашала историков, был сделан серьезный реставрационный проект, согласованный с инспекцией по охране памятников. Кроме того, мы договорились выделить место для помещения, в котором можно было бы осветить очень интересную историю этого здания.
— Некоторые чиновники утверждают, что вы ведете работу без согласования всех документов. Это правда?
— Мы сделали эскизный проект, в 2004 году он рассматривался в Главомскархитектуре и получил предварительное согласование. Также этот проект был согласован с инспекцией по охране памятников. Кроме того, у нас есть подписанный акт выбора земельного участка, собраны техусловия, имеется распоряжение мэра, АПЗ и рабочие проекты реконструкции.
В системе согласований мне разобраться сложно. И скорее всего мы действительно оформляем какие-то документы с опозданием. Но я очень надеюсь, что когда здание приобретет тот вид, который отражен в эскизном проекте, нам простят наши ошибки. Еще до начала работ по реконструкции нас посещали и.о. директора департамента недвижимости Константин ПОДОСИННИКОВ со своим заместителем и, надеюсь, удостоверились в том, что мы взяли на себе очень непростую задачу. Возможно, теперь есть люди, которые нагнетают обстановку и не очень бы хотели, чтобы здесь что-то делалось. Чувствую, что ситуация вокруг нашего здания складывается не очень хорошая. Я люблю свой бизнес и хочу заниматься только им. Скорее бы уже закончить этот объект! Никогда в жизни больше не буду браться за реконструкцию памятников истории и культуры.
Алексей ПАНТЕЛЕЕВ