Роддом
К первому чтению депутатам был предложен второй вариант проекта бюджета-2006. До того планировалось, что его доходы составят 7,5 млрд рублей, расходы — 8 млрд рублей. Однако при обсуждении документа на заседании финансово-экономической комиссии мэрия предложила поднять доходы бюджета на 295 млн рублей, в частности за счет увеличения поступлений по земельному налогу и включения в программу приватизации зданий по ул.Ленина и К. Либкнехта, где находятся поликлиника № 1 и роддом.
Депутатов такой подход не устроил, поэтому городская администрация была вынуждена исключить эти объекты, чтобы не затягивать принятие бюджета. Правда, параметры основного финансового документа Омска все-таки были увеличены. В 2006 году доходы города составят 7,7 млрд рублей, расходы — 8,2 млрд рублей. Дефицит средств — 509,7 млн рублей.
По словам директора департамента финансов и контроля администрации города Омска Богдана МАСАНА, при формировании бюджета впервые была произведена официальная оценка налоговых возможностей города. «В 2006 году налоговые доходы возрастут по сравнению с 2005 годом на 172 млн рублей, — сообщил он. — Рост 105%. Более половины налоговых доходов формирует подоходный налог. Основная доля неналоговых доходов приходится на доходы от использования муниципального имущества — 79%, или 821 млн рублей».
Программы
Несмотря на то, что в комиссиях проект бюджета был детально рассмотрен, во время заседания самого Совета у депутатов, причем в основном от фракции КПРФ, возникло немало вопросов. Леонид МИХАЙЛЕНКО поинтересовался, почему на 2006 год закладывается меньше средств, чем в 2005-м на обслуживание госдолга города. На что МАСАН ответил: «Сейчас кредитный портфель оптимизирован. 20% портфеля составляют кредиты, обеспеченные имуществом. И 80% — кредиты, которые не обеспечены, то есть не надо отдавать в залог имущество. Кроме того, на сегодняшний день в кредитном портфеле есть ресурсы как на короткие сроки под 10-11% против 25%, которые были, так и на долгосрочные. Поэтому мы планируем, что 288 млн рублей на обслуживание госдолга нам будет вполне достаточно».
В свою очередь Николай ИВАНОВ спросил, закладываются ли в бюджете деньги на финансирование 48 целевых программ, разрабатываемых городской администрацией. Как пояснил главный финансист Омска, «ни одна из этих программ не поступит в городской Совет, если не будет подкреплена соответствующими денежными ресурсами. Если средств у бюджета не будет, то программы не будут утверждаться». По его словам, в 2006 году продолжится финансирование ранее принятых целевых программ «Спортивный город», «Молодежь города Омска» и «Читающий город» на общую сумму 52,2 млн рублей.
Единогласно
Удовлетворив свое беспокойство по поводу бюджета-2006, депутаты единогласно проголосовали за его принятие в первом чтении, назвав устойчивым бюджетом. Хотя перед голосованием сообщили, чем все-таки он их не устраивает. Во-первых, идет снижение налоговых поступлений. Если в 2003 году их доля составляла 72%, то сегодня 46%. Правда, мэрию в этом обвинять не стали, так как объем налоговых доходов во многом зависит от установленных федеральным законодательством нормативов отчислений. Во-вторых, надо стараться оптимизировать свои доходные источники, а не рассчитывать целиком и полностью на помощь из областного бюджета. И, в-третьих, в бюджете мало средств закладывается на производственную сферу.
Долги
Удивительно, что за принятие бюджета проголосовали и представители фракции КПРФ. Ведь на протяжении последних лет они срывали принятие основного финансового документа города в положенные сроки. Выступали против увеличения любых тарифов для населения. Против того, чтобы омичи оплачивали 100% затрат предприятий на предоставление жилищно-коммунальных услуг. На сей раз аналогичных возражений от них не поступило.
Комментируя корреспонденту «КВ», почему фракция нарушила свои традиции и не стала затягивать принятие бюджета, Николай ИВАНОВ пояснил: «Это только первое чтение. Нам еще предстоит подробно рассмотреть статьи расходов. Кроме того, хотя в бюджете учитывается, что население будет оплачивать 100% затрат за жилищно-коммунальные услуги, фактически омичи станут оплачивать 92% от затрат. Плюс ко всему областное правительство должно выделить городу 2,5 млрд на погашение кредитов и переоформить валютные долги Омска в свои обязательства. То есть город потихоньку вылезает из долговой ямы. Нам остается только оптимизировать налоговую базу и раскладывать деньги на расходы». Кстати, совсем недавно МАСАН заявил на пресс-конференции, что на первое января 2006 года благодаря помощи из областного бюджета муниципальный долг сократится в три раза и составит 1,2 млрд рублей. Пока объем долга на январь 2006 года запланирован в сумме 3,3 млрд рублей, а верхний предел долга на первое января 2007 года — 4,9 млрд рублей.
Сравнительная характеристика доходов городского бюджета (тыс./руб.)*.
Доходы 2005 год (по уточненному в июле 2005 года плану) 2006 год(по проекту решения, принятому в первом чтении)
Подоходный налог 1 616 090,0 1 869 005,0
Единый налог на вмененный доход 768 171,0 715 392,4
Единый сельскохозяйственный налог 198,0 524,0
Налог на имущество физических лиц 33 829,2 31 916,0
Земельный налог** 1 100 788,0 861 074,5
Платежи за пользование природными ресурсами 8 635,2 23 008,5
Государственная пошлина 53 975,0 71 409,0
Задолженность по отмененным налогам и сборам 16 164,0 3 120,0
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе: 460 995,0 821 181, 2
— доходы от сдачи в аренду имущества; 265 263,0 469 374,0
— арендная плата за земли; 176 232,0 311 244,5
— доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей МУПами 19 500,0 40 562,7
Доходы от реализации имущества 540 838,1 94 710,5
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 486 429,2 511 207,7
Всего собственных доходов 5 813 485,7 5 098 027,4
Безвозмездные поступления от бюджетов других уровней 1 313 225,0 2 588 943,8
Всего доходов 7 126 710,7 7 686 971,2
* В таблице указаны не все статьи доходов городского бюджета.
** Снижение объемов дохода связано с тем, что платежи за четвертый квартал 2006 года поступят в бюджет в 2007 году.
Средства из областного бюджета-2006
Дотации Субсидии, субвенции
(492 751,7 тыс.руб.) (2 096 192,1 тыс.руб.)
Городской бюджет-2006
Возмещение расходов от содержания объектов ЖКХ и социально-культурной сферы Обеспечение образовательного процесса Социальноя поддержки опекунам детей-сирот (91 470,8 тыс.руб.) Перевозки пассажиров автомобильным и речнымтранспортом по садовым маршрутам (20 300 тыс.руб.) Выплаты на приобретение книгоиздательской продукции и других периодических изданий (15 663,3 тыс.руб.) Выплата гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (248 800 тыс.руб.) Частичное возмещение расходов за льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленные отдельным категориям граждан (3 127 тыс.руб.) Зарплата бюджетникам (620 109 тыс.руб.)