В США в среднем на каждые тридцать пять человек приходится один торговый автомат. Преимущественно это холодные напитки и закуски. В этом Штаты примерно равны с Кореей — родиной вендинга (автоматической торговли). Строители новых зданий в развитых странах еще на начальном этапе проектируют специальное место, отведенное для торговых автоматов.
В России эти цифры и цели пока что недостижимы. Но Москва и Петербург уже оценили преимущества новых машин: из трех с половиной тысяч автоматов почти три тысячи работают в столицах.
Удобство торговых автоматов невозможно переоценить. Они не хамят, не ошибаются при выдаче сдачи, не болтают, не спят и прочее. Это быстрый способ в удобном месте, в любое удобное для клиента время предоставить нужный ему товар. Торгуют через автоматы очень большим ассортиментом товаров: презервативами, кофе, бульонами, напитками, закусками (снеками), бахилами, сигаретами и много чем еще. Причем принцип работы машины очень прост: «Нажми на кнопку — получишь результат». Все, что требуется предпринимателю, — это договор об установке автомата в любом нужном присутственном месте и розетка с напряжением в 220V. А дальнейшая работа оператора вендинга заключается в создании спроса на подобный сервис.
Омским вендорам в этом смысле предстоит работа повышенной сложности. Алексей ПРОВОЗИН, председатель комитета по потребительскому рынку Омского областного союза предпринимателей и директор ООО «Ре дель Каффе» (официальный представитель компании Nestle в Омске и области) уверен, что мелким и средним операторам вендинга проложен путь только к автоматам с жевательной резинкой и презервативами. Но у него есть и оппоненты...
Алексей ПРОВОЗИН, директор ООО «Ре дель Каффе»: «Автоматы Nestle подорвут весь омский бизнес»
— С вендингом в Омске ситуация такая же, как и со многими другими видами бизнеса. Омск проскочил через этап стихийного вендинга. Он еще не успел развиться, а уже на него приходит крупная корпорация Nestle. Такая же ситуация со многими рынками. Вспомним относительно недавнее прошлое рынка одежды: когда в магазинах было пусто, кто пришел? Китайские пуховики. А когда пришел цивилизованный бизнес им пришлось уйти в отдельное место, и покупают их все меньше из-за плохого качества. Так же и с вендингом.
Есть несколько особенностей «вендингого» бизнеса. Человек, желающий заняться вендингом, начинает собирать информацию рекламного характера и узнает, что бизнес этот суперрентабельный, что аппарат окупается быстро и в будущем приносит хорошие деньги. Предприниматель на эти рекламные посулы покупается и приобретает сколько-то единиц техники. Все! Поставщик свою задачу выполнил. С чем дальше сталкивается предприниматель? Ему нужно найти место, чтобы его аппараты приносили выручку. Даже если они приносят большую прибыль, то только на бумаге. Дело в том, что этот бизнес высоко маржинален, но абсолютная прибыль очень низка. Один аппарат может приносить всего от 1 500 до 2 000 рублей прибыли в месяц.
На самом деле установить автоматы получается не у всех. Аппараты обычно разнобойные, устаревшие, и владелец заведения, которому предлагают установить аппарат, задает закономерный вопрос ЗАЧЕМ? А затем, что вендинг должен быть ему интересен не как бизнес. Вся прибыль с квадратного метра арендованной под автомат площади мизерна. Вендинг — это эффективный способ повышения лояльности к его заведению со стороны клиентов. Будь то автомойка или офисный центр, или другое присутственное заведение. Часто предпринимателю сложно убедить владельца.
И тут становится ясно, что много денег это не приносит. Этот бизнес интересен только от пятидесяти автоматов и выше. При этом вкладывать в этот бизнес первые три-четыре года нужно больше, чем ты зарабатываешь. Тут предприниматель понимает, что у него нет таких средств и вкладываться он не хочет, так как это очень трудоемкий рискованный бизнес: в любой день могут «попросить» освободить площадь, автоматы ломаются, в конце концов мешают вандалы, пишущие нехорошие слова на корпусе...
Что же предприниматель делает, чтобы повысить доходность? Он начинает снижать стоимость ингредиентов. Из автомата начинает литься непонятно что, потребители перестают покупать... Все — порочный круг замкнулся.
На начальном этапе необходимо вложить достаточно серьезные ресурсы: несколько сотен тысяч евро. Сначала надо сделать сеть и обеспечить покрытие. А на такие цели у омских предпринимателей денег нет. В других городах, например в Москве, Петербурге или Екатеринбурге, предприниматели успели войти на этот рынок и открыть худо-бедно какие-то сети до того, как туда приходит Nestle. Надо понимать, что рядом с существующими сегодня в Омске аппаратами будут появляться машины стоимостью в четыре с половиной тысячи евро со стеклянной гнутой панелью, подсветкой, носящие брэнд «Nestle» и позволяющие приготовить в полтора раза больше напитков. Это подорвет бизнес уже существующих компаний, а представьте каково это для тех, кто еще даже не начал движение? Для первых это медленная гибель, для вторых — быстрая и окончательная гибель. А все потому, что во всем мире этот бизнес глобальный и занимаются им крупные транснациональные корпорации, во владении которых находятся сотни тысяч, миллионы аппаратов. В некоторых компаниях даже отсутствуют менеджеры по развитию, так как негде уже развиваться.
— Мне скажут, что существуют же в той же Америке мелкие семейные компании, которые занимают определенную территорию и рассматривают вендинг только как дополнительный доход. Разве это невозможно у нас?
Конечно, это возможно, но только в том случае, если это место каким-то образом вам гарантировано: или это свой собственный объект, или помогли дружеские и родственные связи. Но выходить на широкий рынок малому предприятию невозможно. Гарантий для потребителей меньше, в отличие от продукции той же компании Nestle, которая может продвигать свои аппараты даже за счет спонтанной узнаваемости той или иной своей марки. И естественно, потребитель выберет идентифицированные аппараты. Потому что они более презентабельные, а во-вторых, потому что в них по одинаковой цене он получает одинаковые по качеству напитки независимо от места расположения автоматов. Налицо преимущество сетей.
Так что будущее мелких предпринимателей Омска незавидно. Они, конечно, могут говорить, что все у них схвачено. Но это только на карманные расходы. Тем не менее мы согласны на сотрудничество. Мы готовы принимать предложения от предпринимателей и совместно развивать рынок. Допустим, если за человеком с небольшим количеством аппаратов закреплена какая-то площадка, ему требуется вкладывать деньги в развитие. Этот предприниматель может взять у нас несколько аппаратов на правах аренды, выплачивать в течение пяти лет и, по сути, быть нашим дистрибьютором.
Вообще, серьезная программа развития вендинга в Сибири начнется с первого января и будет продвигаться с десятками и сотнями аппаратов. Первые пять мы поставим в производственных помещениях концерна «Калина».
При этом мы будем заниматься не только кофейными аппаратами, но и холодными напитками, и снеками. Дело в том, что по отдельности эти аппараты не имеют смысла. Только «куст» аппаратов может приносить хорошую прибыль. Возможности для загрузки таких машин у Nestle широки.
Александр ПОЛОЖЕНЦНВ, заместитель директора фирмы «Автоматтогр» (официальный представитель в Омске компании «Автоматторг №3»): «Господин ПРОВОЗИН нас недооценивает»
У нас действительно все схвачено! Но не на карманные расходы. Господин Провозин несколько переоценил возможности Nestle и недооценил нас. На данный момент мы находимся на стадии слияния с другой омской компанией-вендором. В общей сложности в ближайшее время у нас будет около пятидесяти автоматов. Мы уже ставим их в больницах, учебных заведениях, таких как Омский государственный университет, Институт сервиса, медицинская академия. Шестого декабря мы поставили свой автомат в «Каскаде».
Согласен с тем, что в этот бизнес нужны большие и долгосрочные вложения. Порядка трех млн рублей требуется на начальном этапе, чтобы построить сеть. Без последней смысла заниматься вендингом нет. Пять-десять автоматов не принесут ожидаемой прибыли. Дело в том, что для роста спроса необходимо мощное наступление. Наш потребитель и владельцы заведений еще не готовы к подобным экспериментам. Даже Тюмень обогнала нас в развитии. Так что стоит ожидать, что работа предстоит нелегкая. Многие предприниматели, которым делается предложение по установке аппарата, просто не понимает, для чего он нужен. Для многих из них это только дополнительный доход от арендуемой площади! Учебные заведения вовсе не хотят ставить автоматы. Например, некоторые сотрудники ОмГУ утверждали, что студенты непременно запачкают кофе все подоконники и шторы. Пришлось доказывать, что высшее учебное заведение — не начальная школа.
А что касается привлекательности наших аппаратов по сравнению с Nestle, то для нас не составит большого труда достать машины, способные конкурировать с красно-черными гнутыми автоматами. Так что не стоит заранее отдавать рынок крупной корпорации. Места на данном этапе хватит всем.
Алексей МЕДВЕДЕВ