Среди участников делегации были чиновники областного минсельхозпрода, некоторые главы сельских муниципальных образований, руководители хозяйств, перерабатывающих предприятий, а также фермеры. Каждого, естественно, интересовали ответы на собственные вопросы. По словам первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Александра КУРЗАНОВА, региональная власть ставила себе цель не только изучить опыт канадских фермеров, но и понять структуру управления канадского АПК.
Интересовали минсельхозпрод и технологии, благодаря которым производителям молока удается работать рентабельно даже с малым поголовьем. Если в Омской области рентабельное производство молока возможно сегодня только при стаде свыше 300 голов, то в Онтарио умудряются получать прибыль с 50 — 60 голов. Как убедился Александр КУРЗАНОВ, высокая производительность труда и низкие затраты достигаются в канадских фермерских хозяйствах благодаря упорному труду и широкому использованию высокопроизводительной и малогабаритной техники.
— То, что мы увидели, для нас вполне приемлемо, — поделился впечатлениями от поездки директор ЗАО «НИВА» и депутат областного Законодательного собрания Владимир ПУШКАРЕВ. — Мало того, многие технологии у нас уже работают.
Владимира ПУШКАРЕВА поддержал и директор СибНИИСХоза Иван ХРАМЦОВ. По его словам, технологии канадского животноводства в Омской области хорошо известны. Если, конечно, исключить некоторые нюансы. Плохо только, что омские аграрии работают сегодня по этим технологиям «с меньшей изящностью и с большими затратами». Но на вопрос, в какую сторону нужно двигаться сегодня российскому АПК (к фермерским хозяйствам или агрохолдингам), омичи в Канаде ответа не нашли.
В стране, которая прошла более чем столетний путь фермерства, сегодня заметны тенденции к укрупнению сельского товарного производства. За последние годы общее количество фермерских хозяйств в Канаде снизилось на 10,7%. Так что и нам, как уверяет руководитель Омского регионального филиала Россельхозбанка Ирина ШАДРИНА, нет нужды отказываться от крупных производств в аграрном секторе. Необходимо развивать все направления — и большие холдинги, и малые фермерские, и личные подсобные хозяйства.
— Самый худший вариант сегодня — это вообще ничего не делать, — считает Владимир ПУШКАРЕВ. — И холдинги тоже могут быть разными. Почему агрохолдинг не может быть в форме кооперации? Мы видели в Канаде элеватор, который построен на паях. 700 фермеров договорились и построили. А у нас трое не могут договориться.
При всех рыночных механизмах, которые имеются в Канаде, фермеров подстраховывает и государство. Как рассказал Александр КУРЗАНОВ, в Канаде существует сегодня стабилизационный фонд, который на 60% формируется из федерального бюджета и на 40% из бюджета территорий. Из средств этого фонда канадские фермеры получают компенсацию, когда рыночные цены на сельхозпродукцию резко снижаются. Довольно льготные для фермеров и условия кредитования. На покупку земли, например, они получают кредиты сроком на 25 — 30 лет под 5 — 7% годовых.
Правда, как отметили участники совещания, тему государственной поддержки аграрному производству канадские фермеры старались в разговорах обходить. Да и канадские чиновники были откровенны с омичами лишь до определенного предела. Все видят в российских аграриях только потенциальных покупателей, которым можно продать технику, технологию, семена. В общем, на мировом аграрном рынке конкуренты не нужны. Даже потенциальные.