Все рубрики
В Омске среда, 20 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,0348    € 105,7338

Юрий ГАМБУРГ: "Мы не ставим задачу вернуть имущество, проданное по 306-му решению. Наша цель — возместить ущерб"

16 января 2006 13:58
0
1354

— Вы руководили ЗАО «Омскрегионгаз». Это структура Газпрома. Так что,
думаю, была и соответствующая заработная плата, и достаточные полномочия. Вы, если можно так выразиться, контролировали поставку природного газа на городские и областные котельные, на промышленные предприятия. Зачем было надо идти на такую нервную и хлопотную должность, как заместитель мэра, отвечающий за недвижимость города?

— Я себя считаю человеком активным, которому не все равно, что происходит в Омске, и который хочет и может изменить сложившийся порядок. Поэтому, когдаВикторФилипповичпредложилмневозглавитьсамыйтрудный участок — имущественный блок, я согласился.Мне хотелось внести в чиновничью среду принцип корпоративного управления, которое сложилось, например, в Газпроме.

— С чем вы прежде всего столкнулись, когда пришли в департамент недвижимости?

— Обнаружил, что имущественный комплекс Омска используется крайне
неэффективно.

— Например?

— В плане приватизации, скажем, стояли объекты, которые могли приносить
неплохую арендную плату. Зачем их было продавать? Мы их оставили в
муниципальной собственности, подняв арендную плату. План поступлений в бюджет от программы приватизации в 2005 году был
выполнен несмотря на то, что начиная со второго квартала, на продажу
предлагались уже не самые ликвидные помещения. Всего к середине декабря
2005 года было продано 254 объекта, в результате чего в городской бюджет
поступило 518,2 млн рублей. В программу приватизации на 2006 год
включено 34 объекта общей стоимостью 94,7 млн рублей.

— Департамент недвижимости настаивал на включении в программу приватизации 2006 года поликлиники и роддома № 1 на улице Либкнехта, но депутаты горсовета отказались от этого.

— Мэр поставил задачу к концу 2006 года ввести в строй родильный дом по улице Герцена, 69. Два названных вами объекта требуют для содержания немалых затрат, там необходим капитальный ремонт. Поэтому мы посчитали, что эффективней их реализовать на торгах, а за счет полученных средств восстановитьродильный дом.


— Департамент возглавили другие люди, но ведь аппарат, исполнители остались в основном те же. Пришлось ли преодолевать инерцию этого аппарата?

— Конечно. Здесь привыкли, что документы должны какое-то время вылежаться. Мы увеличили скорость прохождения бумаг, установив жесткий контроль за документооборотом.

— А какова эта скорость?

— Максимум две недели.

— А сколько было раньше?

— Были документы, которые находились в работе по полгода.

— Какие из планов осуществить еще не удалось?

— Самой сложной проблемой оказался земельный вопрос. Существует нестыковка градостроительного кодекса с Земельным кодексом, Гражданским кодексом, да и сама процедура оформления земли неоправданно усложнена.

— Что нового сделано вами в сфере отношений по земле?

— Городу необходимы новые способы предоставления земельных участков
через аукционы. Это и требование закона, и логика экономической жизни.
Земля — товар невозобновляемый, и реализовать его муниципалитет должен
по максимально возможной цене. Заявительный принцип, существовавший
всепредшествующиегоды,приводилктому,чтоземельныеучастки закреплялись за землепользователями без оплаты, огромные территории в городе стоят неиспользуемые, заросшие бурьяном, и при этом нет свободных площадок для строительства.


Удалось реализовать принцип «одного окна» при предоставлении земельных участков под объектами недвижимости и под временные сооружения. Сокращен срок прохождения документов до 2-3 месяцев от подачи заявления до момента подписания договора.

— Предыдущий мэр Евгений БЕЛОВ реорганизовал городскую энергетику, передав управление ею в новые структуры — Электротехнический комплекс, ОРЭК и т.д. Новая команда отказалась от них. Я слышал, что сейчас идут с ЭТК имущественные споры?

— Нами поданы судебные иски по имуществу, которое было выведено из Теплокоммунэнерго в ЭТК. Город пытается вернуть, например, здание на Чапаева, 71, где находится офис Электротехнического комплекса, а также электроподстанции, через которые питается Водоканал. Мы будем доказывать, что сделки по их продаже были ничтожны. По всем этим помещениям приняты обеспечительные меры.

Мы основываемся на том, что муниципалитет обязан контролировать ключевые точки, связанные с системами жизнеобеспечения жителей города. Ведь это же Сибирь с ее зимой. Поэтому коммерческие организации могут лишь обслуживать городскую инфраструктуру, но ни в коем случае не иметь ее в собственности. Это мировой опыт.

— Как известно, есть срок, после которого в собственности
муниципальных властей по всей России должны остаться только те
помещения, которые необходимы им для осуществления полномочий?


— 1 января 2009 года. Срок достаточный для того, чтобы не торопясь
разобраться с имуществом. Скажем, планприватизациина2006год
относительно небольшой — 94,7 млн рублей. Мы продадим помещения, которые,
на наш взгляд, низколиквидные, а также пакеты акций акционерных
обществ, не дающие контроля над принятием решения и не приносящие
дивидендов.


— Чуть не все самые лучшие помещения были проданы по пресловутому 306-
му решению горсовета.

— Таким образом предыдущая администрация пыталась заткнуть финансовую дыру в городском бюджете.

— По заниженной цене?


— Те положительные решения, которые уже вынесены арбитражным судом,
показывают, что, безусловно, финансовый ущерб муниципалитету этой
продажей был нанесен. А сегодня происходит возмещение ущерба.

— Но ведь судом вынесены неположительные решения по вашим искам. Город просто по ряду помещений отозвал свои иски?

— После того, как произошло возмещение ущерба.

— Единственное действительно вынесенное решение суда, где сделка по 306-му была признана ничтожной, — ателье «Чародейка» на Красному пути, где истцом выступал не муниципалитет.

— Иск был подан прокуратурой в интересах муниципального образования, и администрация включилась в качестве истца в уже идущий судебный процесс. В настоящее время подана кассационная жалоба, и департамент, безусловно, будет участвовать в ее рассмотрении.

— То есть все-таки других решений о расторжении сделок по 306-му, кроме «Чародейки», нет?

— Мэр не раз говорил, что мы не ставим задачу, вернуть имущество. Наша цель — возместить ущерб, который был причинен муниципалитету. Однако с теми, кто не согласится возместить ущерб, мы будем судиться до логического завершения. Сегодня достигнуты соглашения с большей частью предпринимателей, из них 21 уже доплатил в бюджет около 6 млн рублей.

— Кстати, в центре города были объекты, которые были сданы в аренду чуть ли не на 99 лет еще при Юрии ШОЙХЕТЕ.

— Такой объект был один — ул. Ленина, 17/19, сейчас он выкуплен. По каждому муниципальному помещению мы сегодня наводим ревизию. Руки дойдут до каждого объекта. Сейчас, например, департамент убирает как неэффективную структуру институт доверительного управления. Потому что там поступающий в бюджет объем средств просто смешон: двадцать рублей, скажем, за квадратный метр.

— Вы сами работали в бизнесе. И, как пить дать, две трети тех, кому продали помещения по 306-му решению, были вашими знакомыми или приятелями. Омск ведь город маленький. Был вал звонков: Юрий Викторович, а нельзя ли?

— Вала звонков не было. Если было несколько, то для понимания, что будет происходить, какие будут отношения и какая цель: забирать или требовать доплаты. Когда это стало понятно, все вопросы были сняты.

— То есть давления не было?

— По 306-му я не почувствовал на себе никакого давления.

— А когда реорганизовали рынки, давление было?

— ...

— Что-то Вы, Юрий Викторович, так странно улыбнулись.

— Да, действительно, рынки всегда были специфическими предприятиями, они затрагивают массу интересов огромного количества людей. Поэтому это самый больной вопрос на сегодняшний день. И изначально таким был. Сейчас вся позиция по рынкам выстраиваются, все становится на свои места. Поэтому рынки на сегодняшний день работают эффективно.


— В конце лета практически на всех рынках произошла смена директоров. Они на сегодня все остались на месте или кого-то опять пришлось менять?

— Заменили директора Ленинского рынка по его собственному желанию. Все остальные работают. Каждый из них представил концепцию развития своего рынка.

— Наибольшие проблемы были, наверное, в Торговом городе?

— Естественно. Там были, в частности, заниженные ставки по аренде земли. По тем договорам, которые нас не устраивают, департамент дождется конца
срока их действия и будет или расторгать, или заключать совсем на других условиях.

— И много было договоров по заниженным ставкам?

— Порядка 80%.

— Юрий Викторович, говорят, чуть ли не половину рабочего времени вы
проводите не в Омске, а в Москве. Правда ли это?

— Нет, конечно. В Москву я выезжаю только в командировку по поручению мэра, для решения определенных задач, которые стоят перед городом.

Так исторически сложилось в моей жизни, что я знаком со многими людьми,
которые в настоящее время работают и в правительстве, и в министерствах, и в Госдуме, и в Администрации Президента, и в других структурах федерального уровня. Поэтому как же не воспользоваться этими возможностями для решения проблем родного города?

— Какие, например, вопросы вы решали в Москве?

— Недавно выезжал, например, в Минфин и Федеральную налоговую службу
решать вопросы, связанные с долгами МУП «Омскпассажиртранс», которое сейчас
проходит процедуру банкротства. Другой вопрос был связан с возмещением
затрат по жилью, передаваемому от федеральных предприятий муниципалитету. Задач приходится решать массу.

— Как известно, город Омск в ближайшие годы должен увеличиться по площади вдвое. К нему присоединятся близлежащие поселки. Как осуществляется этот процесс?

— Новые границы утверждены губернатором. Я возглавляю рабочую группу. Мы разделили эту работу на несколько этапов. В 2006 году планируется завершить работу по первому этапу: Омск присоединит земли, на которых нет поселений, — дачные участки, территории золоотвала, полигонов по утилизации отходов.

-Былиразговорыонекоторойнапряженностимеждудепартаментом недвижимости и департаментом архитектуры. Так ли это?

— Это касалось рабочих моментов, в первую очередь связанных с подготовкой
документов. Сейчас эти моменты устранены, система отношений выстроена и работа идет слаженно.

А содержательные дискуссии, которые возникают с разными профессиональными группами людей, в том числе и с бизнесменами, и с муниципальными служащими, по поводу современного города, крайне важны для его перспективы. Скажем, наиболее эффективный способ развития состоит в том, что разные группы будут планировать и делать разное по отношению к развитию города, но, например, все они будут понимать, что без инфраструктуры город не может обойтись. И без активных и ответственных горожан тоже.

— На расширении Красного пути крест поставили или какое-то движение там происходит?

— Крест мы ни на чем не ставили. Сегодня идет разработка генерального плана Омска. И, безусловно, одна из составляющих генплана — транспортная схема города.

— Я знаю, что у департамента недвижимости был спор с шоу-рестораном
«Мельница» на улице Герцена. Чем дело закончилось?

— Расширению улицы Герцена сейчас мешают несколько строений. По
Герцена,14, где находится павильон по ремонту ключей, в свое времябыло
вынесено судебное решение о признании права собственности. Этот объект
временный,но по суду был признан капитальным. Сейчас мы выиграли процесс в надзорной инстанции, которая отменила все предыдущие решения и вернула дело в первую инстанцию на новое рассмотрение.

— А по «Мельнице» пока еще идут судебные разбирательства?

— Пока идут.

— Там предполагается выкуп этих сооружений или что-то другое?


— Если мы выиграем в суде, то эти временные сооружения должны быть снесены самими владельцами.

— Какова судьба подземных переходов, переданных в свое время СПЭКу?

— СПЭК передал все переходы обратно в казну. Сейчас мы ведем работу по оформлению договоров аренды с теми
торговыми точками, которые находятся в переходах.

— Департаментделаетпрогнозыпоизменениюситуациинарынке
недвижимости? Сейчас, например, в центре строится сразу несколько гигантских современных офисных центров, что будет с ценами на аренду муниципальных помещений, после того, как они будут сданы в эскплуатацию?

— Аналитику делаем. Бизнес всегда со временем вырастает из своих штанишек, и ему для работы требуются бизнес-центры иного класса. Мы прогнозируем, что часть предпринимателей уйдет из наших помещений в современные офисы. С другой стороны, уже в феврале мы начнем проводить аукционы на право аренды самых коммерчески привлекательных муниципальных помещений.

— Вы учились в Омском госуниверситете с министром экономического развития и торговли Германом ГРЕФОМ?

— Да, на одном потоке юрфака.

— Герман Оскарович поддерживает отношения с товарищами по университету?

— Мы встречаемся достаточно часто. У него, кстати, работают однокурсники — помощниками и в юридическом департаменте. Герман Оскарович сохраняет теплые отношения и с университетом, и с преподавателями, и с теми, кто с ним учился.

— С вашего потока вышло немало известных в Омске людей.

— Безусловно. Это Сергей КАЛИНИН, Андрей ГОЛУШКО, Олег ДМИТРИЕВ, Игорь МЕТЕЛЬСКИЙ, который сейчас возглавляет КУГИ города Санкт-Петербурга.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.