Равнение на качество
Как показывает практика, принципиальных различий между операторами становится все меньше. Если раньше оператора выбирали исключительно за качество связи, зону покрытия или высокотехнологичные услуги, то сейчас однозначно сказать, кто из омских сотовиков в этом плане лучше, а кто хуже, весьма и весьма непросто. Все операторы омской «большой тройки» активно ведут строительство базовых станций как в городе, так и за его пределами. И белых пятен на картах, обозначающих их зоны покрытия, становится все меньше.
То же самое можно сказать и об уровне предоставляемых омскими операторами сервисов. Если в 2004 году бесспорное лидерство в этом плане принадлежало «Билайну», первым запустившему технологию пакетной передачи данных GPRS, то в минувшем году эта технология появилась и у МТС. А в начале этого года, как обещают руководители ЗАО «Сибирская сотовая связь», GPRS будет доступен и в сети Теле2.
И даже несмотря на то, что в декабре прошлого года «Билайн» запустил технологию EDGE, позволяющую увеличить скорость передачи данных в несколько раз, на безраздельное господство в среде продвинутых абонентов рассчитывать ему уже вряд ли стоит. Поскольку уже сегодня сопоставимую скорость передачи данных предлагает CDMA-оператор «Скай Линк», работающий в Омске с мая этого года. А с запуском технологии EV-DO, который планируется уже в этом году, абоненты «Скай Линк» смогут передавать данные со скоростью, не уступающей «выделенке», — 2,4 Мбит/с.
Ниже некуда
Если развитие сети и внедрение передовых технологий можно назвать процессом естественным, то ценовая политика, которую вели на протяжении последнего года омские сотовые операторы, скорее, обозначается принципом «на войне как на войне». Любая серьезная маркетинговая инициатива одного из операторов тут же подхватывалась конкурентами. В результате в тарифных линейках всех трех омских GSM-операторов сегодня присутствуют тарифы без абонентской платы, с бесплатными входящими со всех мобильных и со стоимостью минуты от двух, а то и от одного цента.
Любопытно, что практически все эти тарифы имеют определенный срок действия — от одного месяца до трех-четырех. Судя по всему, каждый из операторов лишь ждет, когда от откровенно демпинговых тарифов откажутся все остальные. Однако пока на столь решительный шаг так никто и не отважился. Впрочем, дальнейшего снижения тарифов также, скорее всего, не произойдет, поскольку, по словам директора по маркетингу ОАО «Мобильные системы связи» Виктора ИССЕРСА, «все прекрасно понимают, что стоимость минуты имеет определенную себестоимость, и снижать тарифы уже просто некуда».
Миллион «мертвых душ»
В этих условиях единственным выходом для операторов остается работать на узнаваемость брэнда, когда оператора выбирают не за то, что он лучше других, а за то, что он просто есть. Часть сотовиков добивается этого, позиционируя себя в качестве нишевого оператора, как «Скай Линк», чьей целевой аудиторией являются высокодоходные абоненты, нуждающиеся в скоростной передаче данных.
Другие предпочитают привязывать к себе абонентов на эмоциональном уровне. Первым в этом плане оказался «Билайн», отважившийся на масштабный ребрэндинг, который завершился в апреле минувшего года. И, как оказалось, отважился не зря. Прошлой осенью обновленный брэнд был признан самым дорогим в России и оценен в 5 млрд долларов. Положительно сказался ребрэндинг и на динамике подключений — по итогам прошлого года омский «Билайн» увеличил свою абонентскую базу более чем вдвое — со 170 до 400 с лишним тысяч человек. Впрочем опередить исконного лидера омского рынка сотовой связи МТС «Билайну» так и не удалось. Если в конце 2004 года у МТС в Омске насчитывалось 400 тысяч абонентов, то к концу прошлого их число достигло 650 тысяч.
Количество абонентов третьего GSM-оператора, Теле2, не разглашается. Если верить оценкам экспертов, утверждающих, что общее количество абонентов сотовой связи в Омской области на конец прошлого года не превышало 1 200 тысяч, на Теле2 приходится меньше 200 тысяч абонентов. Особенно если вычесть из общего числа абонентов тысячу обладателей CDMA-аппаратов от «Скай Линк» и пару десятков тысяч абонентов Теле2 D-AMPS.
Однако, с другой стороны, в октябре прошлого года Теле2 запустила второй коммутатор, увеличивающий емкость сети до 800 тысяч абонентов. Навряд ли компания, славящаяся своим продуманным подходом к затратам, стала бы выбрасывать деньги на ветер. Куда более вероятен вариант, озвученный президентом «Сибирской сотовой» Геннадием ФРИДМАНОМ: оператор начал испытывать проблемы с загрузкой сети. А это значит, что число абонентов Теле2 уже на тот момент приблизилось к 400 тысячам.
Вообще подсчитать, сколько абонентов реально пользуется услугами каждого из операторов и, соответственно, приносит им реальный доход, довольно проблематично. В общей сложности количество активных абонентов в нашем регионе оценивается в 700 тысяч человек. Остальные либо пользуются попеременно SIM-картами разных операторов, время от времени «всплывая» в разных сетях, либо вообще являются «мертвыми душами» и фигурируют в отчетах операторов до тех пор, пока их номер не будет заблокирован.
Планы на будущее
Текущий год обещает стать для сотовиков интересным во всех отношениях. С одной стороны, все аналитики уверенно заявляют, что такого мощного роста абонентской базы, который наблюдался на протяжении последних двух лет, уже не будет. С другой стороны, на ситуацию на рынке способны очень сильно повлиять законодательные инициативы, предложенные Мининформсвязи, в частности отмена платы за входящие звонки и возможность сохранения номера при смене оператора. По мнению Виктора ИССЕРСА, эти нововведения, несмотря на всю их позитивность, способны существенно усложнить жизнь операторам, поскольку «абоненты начнут метаться от одной выгодной акции к другой».
Кроме того, ужесточению конкуренции будет способствовать выход в Омск «МегаФона», анонсированный на этот год. По словам начальника отдела по связям с общественность ЗАО «Мобиком-Новосибирск» (сеть «МегаФон-Сибирь») Павла ЛАРИНА, проектные работы в Омске ведутся с конца прошлого года, и уже в этом году сеть будет запущена в коммерческую эксплуатацию. Когда именно произойдет это знаменательное событие, господин ЛАРИН сказать затруднился, зато сообщил, что тарифная политика и спектр предоставляемых услуг в Омске будут такими же, как и по всей Сибири. По динамике подключений какие-либо прогнозы тоже делать пока рано, но в тех регионах, где «МегаФон» уже присутствует, за прошлый год абонентскую базу удалось увеличить почти в три раза.
Впрочем, омские операторы ожидаемый приход «МегаФона» воспринимают довольно спокойно.
— Безусловно, «Мегафон» найдет своих абонентов, но кардинальных изменений на рынке не произойдет, — считает коммерческий директор Омского филиала ОАО «ВымпелКом» Леонид ЛАВРОВСКИЙ. — Выход еще одного игрока «большой тройки» будет способствовать тому, что операторы будут стараться предлагать клиентам больше интересных акций и тарифных предложений, а также больше внимания уделять качеству абонентского обслуживания. От этого выиграет прежде всего потребитель.