Результат работы с персоналом в «Пятерочке» не может не удивлять. Текучесть кадров минимальная. Если нормой для предприятий торговли сегодня считается 10% в год, то выше нормы (по январским данным) текучесть персонала была только в одном магазине сети. Да и то статистику подпортили грузчики и фасовщики — самая, как известно, мигрирующая часть младшего персонала магазинов. По офису «Пятерочки» (в чем лично убедился корреспондент «КВ») открытых вакансий сегодня нет. В шести магазинах сети увольнения большая редкость. В пяти магазинах вообще никто не увольняется. А если брать в целом по сети универсамов, то показатель текучести персонала более чем в два раза ниже нормативного.
Каждый, кто приходит устраиваться на работу в магазин «Пятерочки», проходит обучение. И это жесткое правило, которое в компании никогда не нарушается. Такова технология торговой марки. Как рассказала «КВ» Галина ИВАШИНА, учебный центр компании имеет сегодня шесть различных учебно-методических комплексов для подготовки персонала магазинов. Готовят всех — от грузчиков до управляющего магазином. Основной акцент в процессе обучения делается не на теорию, а на практические навыки. У взрослого человека, который уже имеет некий образовательный уровень, нет времени слушать длинные теоретические курсы. Он хочет за две недели приобрести практический навык, чтобы иметь возможность работать.
Чтобы будущие работники «Пятерочки» быстрее адаптировались в новом коллективе, в учебном центре преподают не только профессиональные инструкторы. К обучению привлекаются и специалисты компании, в том числе и топ-менеджеры, которые могут поделиться и знаниями, и своим богатым опытом. Это тот самый западный подход к профессиональному обучению. Но при этом обучение производится за счет компании, а в период стажировки даже выплачивается стипендия.
Будущие сотрудники начинают погружаться в жизнь магазинов еще задолго до того, как приступают к работе. Есть в компании даже специальная программа — «Провоцирующая покупка». Будущие кассиры, например, приезжая в магазины сети, имитируют поведение капризных покупателей. В такой программе и новички получают необходимый опыт, и качество обслуживания одновременно проверяется. В прошлом году, как рассказала Галина ИВАШИНА, одного продавца даже пришлось уволить по результатам такой проверки. Не прошла испытание.
Постоянно повышают свою квалификацию топ-менеджеры. Специально для них учебный центр организует различные семинары. Без этого невозможно, как считает Галина ИВАШИНА. Меняется ситуация на рынке, меняется компания. И нужно быть готовым, чтобы соответствовать требованиям современного, быстроизменяющегося рынка. Топ-менеджеры имеют возможность пройти обучение и в бизнес-школе «Пятерочки» в Санкт-Петербурге, которая и предоставила обучающие программы на условиях франчайзинга. Правда, уже половина этих программ пересмотрена и адаптирована к омским реалиям.
— Программы обучения у «Пятерочки» уникальны и высокоэффективны, — говорит Галина ИВАШИНА. — На первом этапе мы бы не смогли обойтись своими силами. «Пятерочка» дала нам очень хорошую базу. Сегодня уже хочется подняться на более высокий уровень. Поэтому 2006 год мы начали с того, что по всем программам обучения пишем собственные методические пособия.
Большое внимание в компании уделяют корпоративной культуре. И это не просто свод абстрактных правил, которые разработаны и забыты. Корпоративная культура в «Пятерочке» поддерживается в реальной работе, для чего проводится большое количество праздников и торжеств, профессиональных конкурсов и мероприятий. Корпоративная культура мотивирует развиваться и стремиться к карьерному росту. Реализуются в компании и уникальные программы по адаптации сотрудников и по профессиональному наставничеству.
— Я точно знаю, что наши люди на рынке труда востребованы благодаря высокому профессиональному уровню, — рассказала Галина ИВАШИНА. — Нас даже называют уже кузницей кадров. И этим тоже можно гордиться. Значит, в «Пятерочке» действительно хороший уровень подготовки персонала. В принципе мы все делаем одно общее дело — повышаем качество обслуживания в омских магазинах.