Предпосылки
В начале 90-х казалось что космос — неисчерпаемый колодец с деньгами. Лишь ковшиком черпай. В мире существовало множество проектов низкоорбитальных спутниковых систем, в том числе Teledesic (сначала речь шла о 840 спутниках, затем о 288), Iridium (77), Globalstar (48), Skybridge (32), Orbcomm (26), Faisat (26), Starsys (24), Ellypso (17), ICO (10). Тогда реально планировали запуск в течение нескольких лет чуть ли не тысячи аппаратов. Чтобы переварить такие объемы, требовались ракеты-носители. Только в СНГ их начали разрабатывать сразу несколько типов: «Старт» и «Старт-1» (на базе баллистической ракеты РС-12М «Тополь»), «Рокот» и «Стрела» (на базе РС-18 Stilet), «Днепр» (на базе РС-20 «Satan»). Кроме того существовали сделанные ранее РН «Космос-3М» и проектируемое на будущее семейство ракет «Ангара».Кроме названных, существовало еще несколько конверсионных проектов, большая часть которых ограничилась одной-двумя пробными запусками — «Зыбь», «Штиль», «Волна», «Прибой» и т.д.
Особенно выгодной казалась переделка для космических программ баллистических межконтинентальных ракет, которые и так должны были быть уничтожены до 1 января 2007 года в рамках договора СНВ-2.
Но все оказалось не так просто. Из спутниковых систем полностью развернутыми оказались лишь две: Iridium и Globalstar, причем финансовые результаты от деятельности каждой из них оказались много меньше ожидаемых. От эксплуатации Teledesic отказались вообще, Faisat застрял в процедурах банкротства, а о Skybridge последние годы ничего не слышно.
В отсутствие достаточных средств притормозились и конверсионные программы ракет-носителей. И ужесточилась конкуренция между ними.
«Космос — 3М»
Серийное производство ракет-носителей «Космос» началось на омском ПО «Полет» в 1968 году. Они были спроектированы в красноярском НПО прикладной механики на базе баллистической ракеты ВК65. С помощью этой РН осуществлено более 750 пусков с полигонов «Плесецк» и «Капустин Яр». Однако в 1993-94 годах производство «Космос-3М» было остановлено из-за недостатка финансирования. К тому времени на складах Минобороны скопилось около двух десятков РН, которых вполне хватило на следующую дюжину лет.
Стоимость запуска одного «Космоса-3М» составляет 12-16 млн долларов. Коммерческое использование началось в январе 1995 года, когда вместе с основной полезной нагрузкой (спутник «Цикада») были запущены два микроспутника: американский экспериментальный спутник связи Faisat-1 и шведский научный спутник Astrid.
Особенно выгодными оказались запуски космических аппаратов (КА) в качестве попутных нагрузок к основному спутнику оборонного назначения. Российское космическое агентство весной 1998 года учредило даже ЗАО «Пусковые услуги» для продажи возможных попутных нагрузок.
Вторым соучредителем этого ЗАО стал конкурент омского ПО «Полет» — научно-технический центр «Комплекс-МИТ», объявивший о производстве РН «Старт». Омичи были лишены лицензии на запуски, которые были переданы «Пусковым услугам». Следующим шагом этой фирмы должно было стать создание совместно с американцами компании United Start Corp со штаб-квартирой в Вашингтоне. Именно ей РКА намеревалось передать эксклюзивные права на проведение по всему миру маркетинга услуг по запуску спутников с использованием ракет-носителей.
Директор ПО «Полет» Олег ДОРОФЕЕВ поднял тогда бунт против Роскосмоса, направив письмо на имя первого вице-премьера Юрия МАСЛЮКОВА с просьбой вернуть заводу лицензию. Думаю, не без руководства «Полета» разразился скандал между РКА и Росвооружением, когда в октябре 1998-го, когда последнее самостоятельно подписало контракт со шведами на запуск РН «Космос-3М» спутника «Астрид-2». В результате глава Роскосмоса Юрий КОПТЕВ был тогда вынужден подписать с Росвооружением соглашение о сотрудничестве при оказании иностранным заказчикам космических услуг.
В 2000 году «Пусковые услуги» были окончательно «добиты» в ходе следующего скандала из-за аварии с американским спутником Quick Bird, потерпевшим аварию при запуске ракетой «Космос-3М». Госкомиссия поставила уже вопрос ребром: на каком основании собственность Минобороны РН «Космос-3М» была безвозмездно передана ракетными войсками фирме «Пусковые услуги» и почему, собственно, контракт был заключен без участия Росвооружения.
Немцы
Еще в 1998 году руководство ПО «Полет» направило в РКА технико-экономическое обоснование необходимости возобновления производства ракет-носителей «Космос-3М». Там говорилось, в частности, что модернизация баллистических ракет в РН «Старт» и «Рокот» может натолкнуться на протест американских властей, подписавших с нами договор СНВ.
Особых результатов это письмо не принесло. Однако омичам повезло. Во-первых, с партнерами. Еще осенью 1997 года на ПО «Полет» побывала делегация немецкой научно-исследовательской корпорации «ОНВ-Sistem». С немцами начали работать. В результате чего состоялись запуски ряда европейских спутников. А 28 сентября 2001 года именно с «ОНВ-Sistem» Минобороны Германии подписало договор на разработку, запуск и эксплуатацию первой разведывательной спутниковой системы SAR-Supe. Интересно, что на тот момент немецкие оборонщики в качестве РН ориентировались на украинский «Днепр». Дублером в проекте была названа американская «Дельта-2».
Однако специалисты из «OHB-Sistem» мягко отказались от «Днепра». Во-первых, не так уж много запусков он сделал в виде ракеты-носителя. Во-вторых, по сути это лишь условно-космическая ракета: модернизация была минимальной и полезный груз в отличие от других РН находится здесь снизу относительно третьей ступени, что ограничивает его объем и вес.
В 2003 году «ОНB-Sistem» вместе с РКА объявили среди российских РН конкурс на запуск пяти спутников SAR-Lupe. По сути, в нем участвовали «Рокот» и «Космос-3м». «Рокот» оказался дороже, к тому же, как и «Днепр», не имел долгой «кредитной» истории. В итоге немецкие спутники-шпионы будут запускаться на изделии омского ПО «Полет».
Ну а второй удачей для ПО «Полет» стала авария, происшедшая 8 октября 2005 года. При запуске европейского спутника «Криосат», не произошло отделение разгонного блока «Бриз-КМ». В результате связка из второй ступени «Рокота» и разгонного блока упала в Северный Ледовитый океане. Именно эта авария стала окончательным толчком к возобновлению интереса Роскосмоса к омской ракете-носителю. Результатом чего стало подписание договора администрации Омской области и руководителя РКА Анатолия ПЕРМИНОВА о будущей судьбе ПО «Полет». По словам гендиректора предприятия Василия КОВАЛЕВА, государство с помощью инвесторов из «OHB-Sistem» поддерживает возобновление производства «Космоса-3М».
«Ангара» — даты
До 1 января 2007 года, оговоренной договором СНВ-2, осталось немного времени. Вряд ли до этого срока удастся перестроить под космические программе достаточное количество баллистических ракет. Согласно Федеральной космической программы на 2006-2015 годы ракетой будущего станет не «Космос-3М», а РН семейства «Ангара», разрабатывает которые ГК НПЦ имени М.В.Хруничева. Это ракеты нового поколения — модульные. У РН может быть один, три или пять двигателей РД-191. Базовый вариант этого двигателя РД-170, самого мощного в мире. Когда был установлен на ракете-носителе «Энергия», осуществляюшей полет «Бурана». Как известно, «Энергия» частично изготавливалась в Омске. В Крутой Горке даже остался стенд, где испытывался двигатель к этой ракете. Сегодня ПО «Полет» участвует в поставках для РД-191 ряда узлов, в частности, управляющей и регулирующей аппаратуры.
Легкая ракета «Ангара-II» должна была стартовать в 2003 году. Но не получилось. Причина в том, что финансирование этой разработки центр им. Хруничева долгие годы вел самостоятельно.
Начата эта работа была, когда заказов на запуски планировалось много и денег, казалось, хватит и самим. Но спутниковый ручеек оскудел, и работы стали задерживаться. В итоге опять же таки выиграло омское ПО «Полет». Пока «Ангара» лишь в проекте, «Космос-3М» может прочно занять нишу легких стартов. Если, конечно, спутниковое одеяло не перетянут на себя американцы.