Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

"Лучший товар" с запашком

3 апреля 2006 12:24
0
1385

Дешево, но сердито

Альбом-справочник Омской организации СХ было решено выпустить сразу после ее 70-летнего юбилея в 2002 году. В начале 2003-го ведущие омские художники встретились с Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ и напомнили про давно обещанное финансирование альбома. Уже 22 января 2003 года появилось на свет распоряжение главы региона о выделении 1 млн бюджетных рублей. Окрыленные художники заключили договор об издании альбома с ООО «Унипак». Под обещанные деньги творческая студия «Экипаж» с февраля по декабрь 2003-го провела предпечатную подготовку: подготовила дизайнерский проект, сделала эскиз и технический макет будущего альбома.

В конце года выяснилось, что денег на издание нет. Впоследствии, правда, оказалось, что их таки выделили, но 1 млн затерялся где-то в недрах тогда еще Главного управления по делам культуры и искусства Омской области. «Экипаж» отложил макет в долгий ящик в надежде на лучшие дни. Не прошло и года, как министерство культуры Омской области деньги на альбом нашло и в октябре 2004-го провело тендер на его издание. В споре за право выпуска альбома сошлись «Унипак» и Омскбланкиздат, который предложил издать на 50 рублей дешевле и победил. В результате «Экипаж» со своим макетом остался не у дел.

Министерство культуры предложило «Экипажу» передать технический макет Омскбланкиздату, причем весьма настойчиво — сроки поджимали, к новому 2005 году готовый альбом должен был лечь на стол губернатора. На то, как был подписан договор, существуют две версии — «Экипажа» и Омскбланкиздата.

— Поскольку мы в тендере проиграли, то поначалу предложили Омскбланкиздату выполнить всю предпечатную подготовку самостоятельно, — вспоминает директор «Экипажа» Александр ДУДАРЕВ. — Но нас уговорили передать макет для издания, потому что на подготовку нового ушло бы не менее полугода. Мы заключили договор с Омскбланкиздатом и передали ему макет альбома в электронном виде и твердую копию, подписанную главным редактором издания Людмилой БОГОМОЛОВОЙ. Получили аванс — 67 тысяч рублей из 160 тысяч — и в течение трех дней должны были получить акт приемки — сдачи выполненных работ или мотивированный отказ от приемки. Но ни акта, ни своих денег мы так и не увидели. После этого не раз просили Омскбланкиздат рассчитаться, в последний раз в направили письмов декабре 2005-го, но ни ответа ни привета так и не получили.

— Мы выиграли тендер на издание альбома и заключили договор с министерством культуры, — рассказала директор Омскбланкиздата Алла ЗУЕВА. — В министерстве нас уверили, что технический макет нам принесут в готовом виде.Был заключен договор с ООО «Унипак», который предполагал три этапа сдачи работ. Мы заплатили 67 800 рублей за первый этап, а потом разработчики макета отказались участвовать в изменениях и устранились от работы. У нашего издательства есть принцип: сдал работу — получи деньги. А тогда нужно было дорабатывать проект, заказ срывался, а «Унипак» никак в этом не участвовал, не выполнил условия договора и денег не получил. Кстати, по поводу недополученных денег впоследствии никто из разработчиков проекта ко мне не обращался.

Тут подмажем, тут подправим

Федеральный закон № 535-1 от 9 июля 1993 года «Об авторском и смежном правах» далеко не идеален, но как должны соблюдаться авторские права, в том числе и дизайнеров, там прописано. Но авторский вариант дизайна альбома студии «Экипаж» был существенно откорректирован в ходе издания. На этот счет тоже есть несколько мнений, но факт остается фактом — авторские права разработчиков макета были нарушены, при этом их даже в известность не поставили при «доработке».

— У Омскбланкиздата не получалась печать серебром на обложке, поэтому по согласованию с нами ее заменили на суперобложку, — объяснил председатель правления Омской организации СХ Александр МАКАРОВ. — Какие-то элементы дизайна альбома нам не понравились, поэтому по решению правления их изменили. Свои страницы каждый художник корректировал самостоятельно, из-за отсутствия материала и нужной полиграфии в издательстве пошли по пути упрощения издания. Корректировка авторских дизайнерских разработок без ведома авторов произошла из-за нехватки времени и по техническим причинам.

— Вносить изменения, не поставив в известность дизайнеров, было нельзя, — уверена заведующая отделом современного искусства Музея им. Врубеля Людмила БОГОМОЛОВА, — я об этом не раз говорила художникам при изменениях дизайна, но мне объясняли, что времени нет. Сами художники облегчили дизайны, что-то изменил по техническим причинам Омскбланкиздат. При издании альбома мы оказались в цейтноте, главное было — скорей, скорей, поэтому было очень много конфликтов и неразберихи. Но Омская организация СХ поступила по отношению к дизайнерам весьма неэтично.

— Печать альбома дизайнерами в проекте была предусмотрена в пять красок, но полиграфически это было неоправданно, поэтому мы отпечатали в четыре, — рассказала Алла ЗУЕВА. — В типографию приходили более 20 художников, которые корректировали альбом, а из дизайнеров так никто и не появился. Редактор альбома БОГОМОЛОВА сидела в издательстве с утра до вечера, поэтому мы заплатили ей за работу, причем не из тех средств, которые выделило министерство культуры, а из собственных.

— От нашего дизайна в альбоме мало что осталось, — возмущается Александр ДУДАРЕВ. — Но самое неприятное, что при внесении изменений нас даже не поставили в известность. Альбом отпечатали, предельно упростив дизайн, тем самым удешевив стоимость его издания, ведь Омскбланкиздату нужно было отбить те 50 рублей, из-за которых он победил в тендере. Жаль, что альбом испохабили, при этом нам так и не заплатили наши кровные. За 15 лет работы «Экипажа» нас в первый раз так подставили.

В договоре между Омскбланкиздатом и «Унипаком» был пункт, что по качеству работ можно заказать независимую экспертизу. И такая экспертиза была проведена, выполнил ее член Союза дизайнеров РФ, старший преподаватель отделения дизайна Института искусств ОГПУ Александр ПОНОМАРЕВ. В экспертном заключении скрупулезно отмечены все нарушения авторского варианта дизайна «Экипажа». В частности фотографии художников должны были быть тонированными, а не черно-белыми в траурных рамках, переплет на термоклее не соответствует требованиям полиграфического производства к переплетам многостраничных книг и альбомов, всего отмечено 15 нарушений авторского художественного замысла.

— В результате внесенных изменений в изобразительную форму художественного замысла нивелирован индивидуальный стиль автора, художественно-графическое произведение потеряло графические, цветовые и композиционные особенности, разработанные автором, — делает вывод Александр ПОНОМАРЕВ. — Таким образом, были нарушены авторские права дизайнера, разработавшего макет альбома-справочника Омской организации СХ.

А ты кто такой?!

— В альбоме присутствует копирайт творческой студии «Экипаж», только вот что он собой символизирует? Представьте себе, что какой-нибудь российский завод по договору с компанией «Мерседес» начал выпускать автомобили. Потом все технические и проектные документы были упрощены и изменены в силу суровой производственной необходимости, в результате на выходе получился «Москвич», но с фирменным знаком «Мерседеса». Чем вышеописанная гипотетическая ситуация отличается от реальной истории с альбомом? Да только масштабами и известностью фирм-участниц.

Кстати, в отношении известности разработчиков макета Алла ЗУЕВА заявила: «Я не знаю, что такое „Экипаж“ и никто не знает, что такое „Унипак“. Но даже если компания мало кому известна, то это не повод, чтобы попирать ее авторские права. А что касается „Экипажа“, то о нем как раз многие знают, и не только в Омске.

Творческая студия „Экипаж“ основана еще в 1990 году, в ней работают 12 человек, из них 4 дизайнера. Кроме изготовления дизайн-проектов альбомов, книг, буклетов, каталогов, плакатов, календарей студия предоставляет услуги в области проектирования интерьеров, ландшафтного дизайна, оформления витрин, магазинов, офисов. Среди наиболее серьезных ее работ альбомы для Сургутского художественного музея, Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля, к 55-летию Победы „Прорастая Сибирью“, печатная продукция к выставке Ильи ГЛАЗУНОВА. Ну а ООО „Унипак“ печатает полиграфическую продукцию, подготовленную „Экипажем“, и не только.

Когда корреспондент „КВ“ спросил художника Александра МАКАРОВА, понравилось бы тому, если бы его картину, переданную на выставку, кто-то стал бы дорабатывать без его ведома, ответ, конечно, был отрицательным, вплоть до „да я их за такое...!“ Тогда вопрос: так почему же Омская организация СХ и Омскбланкиздат так обошлись с авторскими правами „Экипажа“ на дизайн альбома? К сожалению, все ценят свои права и не уважают чужие.

Деньги, полученные „Экипажем“ за макетирование альбома, ни в коей мере не покрывают вложенных в него трудозатрат. Ведь нужно было обработать тысячи фотографий и слайдов, свести воедино более 300 страниц текста. На допечатную подготовку „Красной книги“ Омской области» пять лет назад из природоохранных денег было выделено 1,5 млн рублей. Конечно, наверное, допечатная подготовка альбома стоит дешевле, но не в 25 раз. «Экипаж» подготовил исковое заявление, но в исходе дела совсем не уверен — наши суды с большими проблемами рассматривают дела, связанные с нарушениеми авторских прав.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.