— Анатолий Алексеевич, изменение структуры управления компанией подразумевает и сокращение персонала...
— Оптимизация численности — это нормальный и абсолютно правильный процесс, как я считаю. Количество работающих в омской энергосистеме неоправданно увеличилось в 90-х годах. В это время энергосистема, не вводя новых мощностей, приросла практически на 3 000 человек. В то время, кстати, прирастали в численности не только мы, но и все энергосистемы страны. Компании акционировались, стали самостоятельными, контроль был не такой жесткий. А сейчас идет обратный процесс — централизация.
— В западных странах, если я не ошибаюсь, на электростанциях очень небольшое количество персонала?
— Мы тоже к этому идем. В прошлом году были выделены в дочерние компании наши ремонтные предприятия. А скоро их аффилированность снизится и ремонтные компании вообще станут самостоятельными. Будем работать с ними фактически как со сторонними подрядчиками.
— Холодов уже не предвидится, и можно уже подвести предварительные итоги отопительного сезона. Как отработали эту зиму станции и тепловые сети?
— В этом году в период максимума холодов — с середины декабря и до середины февраля — мы не отключали аварийно ни одного участка тепловых сетей. Это очень хороший показатель. Впервые за последние десять лет не было ни одной даже небольшой аварии на теплосетях. Конечно, были отдельные сбои в работе станций, но сбои локальные. Да и количество их примерно в пять раз меньше, чем обычно бывало за период осенне-зимнего максимума. Практически на всех станциях у нас есть резервные мощности. При необходимости мы быстро вводили в работу резерв, так что потребители ничего и не успевали почувствовать. Основная причина успешного прохождения осенне-зимнего максимума, как я считаю, в том, что пять последних лет компания стопроцентно выполняла все запланированные ремонты, ежегодно осваивая только на капитальные и текущие ремонты порядка 1,1-1,2 млрд рублей. Планы технического перевооружения, которые до 2000 года не исполнялись даже на 30%, в последние годы тоже выполнялись полностью. А это еще 600 млн рублей. То есть ежегодно мы осваивали около двух млрд рублей. Да и оптимизация численности в компании, как я считаю, повлияла положительно. Меньше численность — выше персональная ответственность. Каждый на своем месте стал работать лучше. А если говорить о тепловых сетях, то для них холодная зима даже предпочтительней. Когда нет резких колебаний температуры, нам не приходится часто изменять температурные режимы тепловых сетей. Больше всего они реагируют именно на изменение температуры теплоносителя. Отсюда и аварии на теплотрассах.
— Какие планы у Омской электрогенерирующей компании на 2006 год?
— Объемы работ не меньше, чем в прошлом году. Если говорить о ремонтной кампании, то она уже началась с февраля. В этом году мы планируем освоить на ремонты оборудования 1,26 млрд рублей. И еще порядка 600 млн рублей направим на техперевооружение и новое строительство. По тепловым сетям мы рассчитываем в 2006 году завершить строительство третьего луча Кировской котельной, один из участков которого уже ввели в прошлом году. Цена вопроса довольно существенная — 142 млн рублей. Но зато один из самых загруженных районов Левобережья получит дополнительно 44 Гкал тепла. То есть мы сможем подключить еще 44 стандартных жилых дома на 100 квартир. И еще в 2006 году планируем начать работы по программе переброски тепла с ТЭЦ-3 на Левый берег. Она рассчитана на три года. Общая стоимость этих работ — не менее 400 млн рублей.
— И какой будет эффект?
— По существующей теплотрассе, которая идет с ТЭЦ-5, мы сможем передавать на Левобережье не 55 Гкал тепла, как сегодня, а уже 187 Гкал. Для этого нам нужно будет заменить теплотрассу в Советском округе на больший диаметр и сделать реконструкцию бойлерных установок ТЭЦ-3.
— Город передумал отапливать мини-котельными строящиеся дома Левобережья?
— В новом генплане, работа над которым должна завершиться к концу года, на Левом берегу запланировано строительство 7-8 мини-котельных. Но я хочу сказать, что у газовых мини-котельных есть очень существенный недостаток. В них не предусмотрено резервное топливо. В Омск природный газ пришел почти 20 лет назад, и за это время было две аварии на магистральном газопроводе. И город оставался без газа. Наши станции могут перейти в случае необходимости на использование резервного топлива, а мини-котельная — нет. И по стоимости тепла еще большой вопрос, что выгодней. Цены на уголь стабилизировались, а на газ цены растут. И будут расти, пока не приблизятся к мировым. Все это нужно учитывать. И лучший вариант — это садиться за стол переговоров с администрацией города и договариваться о совместной программе действий. Мы со своей стороны готовы рассмотреть варианты снижения тарифа за присоединение к тепловым сетям объектов социальной значимости — школ, детских садов, жилья.
— Последнее время об угле опять заговорили как о перспективном топливе...
— Это так и есть. Запасов угля в России хватит на сотни лет, а с газом ситуация намного сложнее. Обратите внимание, какие города мерзли в январе. Это Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ульяновск. Там работают газовые станции. Как только похолодало и пошли ограничения по газу, начался и «недогрев».
— Сегодня много говорят о необходимости строительства новых энергомощностей. Но если на омских станциях есть резерв, нужны ли нам новые мощности?
— Резерв появился потому, что в 90-е годы энергопотребление снизилось почти на 30%. И по потреблению тепла мы 50% потеряли. В конце 90-х ситуация стабилизировалась. Потребление электроэнергии в регионе растет не слишком быстро — по полтора процента в год. Но ситуация в экономике страны меняется, и мы обязаны думать на перспективу. Как прогнозируют экономисты, уже в 2008 году в Сибири может наступить дефицит электроэнергии. Нельзя забывать и о том, что Омская область сильно зависит от Казахстана. И по углю, и по транзиту электроэнергии. И если мы не будем вкладывать деньги в новые энергетические мощности, которые экономически более эффективны, не будем заниматься собственным строительством, то максимум через десять лет энергетика будет сдерживающим фактором в развитии региона. Уже сегодня необходима реконструкция ТЭЦ-3, где мы списали по возрасту две турбины, думать о строительстве незавершенного шестого блок на ТЭЦ-5, о строительстве ТЭЦ-6.
— Сколько будет стоить ТЭЦ-6, если начать строить ее сегодня?
— Для запуска первого блока мощностью 200 МВт потребуются очень серьезные инвестиции — порядка 5,5 млрд рублей.
— А старый проект ТЭЦ-6 можно будет использовать?
— Проект ТЭЦ-6 был одним из лучших в стране. Во-первых, мы проектировали эту станцию уже на использование канско-ачинских углей, зольность которых низкая — всего 6-7%. Во-вторых, в проекте был предусмотрен очень эффективный котел с циркулирующим кипящим слоем. Конечно, в развитых странах — это уже вчерашний день, но в России до сих пор нет ни одного такого котла. В-третьих, на ТЭЦ-6 была предусмотрена стопроцентная переработка золы с производством цемента и строительных материалов.
— Какие объекты в ближайшем будущем будут финансироваться в рамках областной программы по развитию инженерной инфраструктуры?
— На 2006 год предусмотрено частичное финансирование работ по строительству участка третьего луча от Кировской котельной в объеме 87 млн. На перспективу — финансирование строительства новой теплотрассы от ТЭЦ-4 до Кировской котельной. Вообще же на реконструкцию омских станций и на строительство новых тепловых сетей в программе предусмотрено бюджетное финансирование в объеме 7,5 млрд рублей. И еще чуть более 4 млрд рублей — на переработку золы ТЭЦ. Сегодня, как вы знаете, на золоотвалах скопилось почти 60 млн тонн золы. В этой золе, кстати, 27% алюминия. Жаль, что недорогой технологии для его получения пока не придумали.
— Насколько я знаю, вашу природоохранную программу недавно отметили в РАО ЕЭС...
— По итогам 2005 года мы заняли первое место среди всех энергокомпаний страны. Последнее время мы направляем на реализацию комплексной природоохранной программы порядка 200 млн рублей ежегодно. И результат есть. В прошлом году воздействие омских станций на окружающую среду снизилось еще на 10%. Так что в этом вопросе мы обогнали даже Мосэнерго.
— Если у вас появляется свободное время, как предпочитаете его проводить?
— У моего приятеля есть большой катер. и мы с ним все лето пропадаем на воде. Раньше я ежегодно проводил отпуск на Алтае — в горах. Пешком ходил, с палаткой. На вертолете нас забрасывали в тайгу, а мы потом выбирались оттуда дней десять. Мое давнее хобби — это фотография. С первого студенческого заработка купил себе фотоаппарат, и с тех пор у меня перебывало не меньше двух десятков фотоаппаратов. Еще я спорт люблю. Особенно хоккей. Сам я не играл практически, но у меня было много друзей-хоккеистов. В общем, давно и с удовольствием хожу болеть за «Авангард».
Биография
Анатолий Алексеевич родился 31 июля 1946 года в селе Новотырышкине Алтайского края. Там же окончил среднюю школу. С 1964-го по 1969 год учился в Новосибирском электротехническом институте на электроэнергетическом факультете. Окончив вуз, получил направление на Омскую ТЭЦ-3.
Начинал сменным инженером-электриком станции, потом был начальником смены и заместителем начальника электроцеха станции. С 1974-го по 1984 год — начальник электроцеха Омской ТЭЦ-3. В 1984 году назначен директором строящейся ТЭЦ-6. В 1992 году стал главным инженером ОАО «АК „Омскэнерго“. С 6 марта 2006 года — технический директор ОАО „Омская электрогенерирующая компания“.
Три дочери, две внучки.