В мире уже давно, с конца 80-х считают не стоимость самой программы, а стоимость владения ею. Понятие «совокупная стоимость владения» — TCO (Total Cost of Ownership) вместе с методикой расчета ввела компания Gartner Group. Под ним понимается сумма, состоящая из стоимости товара или услуги непосредственно при приобретении и затрат при дальнейшей эксплуатации.
У нас, правда, по причине молодости рыночных воззрений чаще считают цену владения не отдельно программного обеспечения, а рабочего места, то есть компьютера вместе с ПО. Но это даже показательней.
По классической раскладке структуры издержек на содержание рабочего места (понятно, что в различных отраслях эти цифры колеблются), капитальные вложения составляют всего 25%. И это вместе с компьютером, повторюсь. На техподдержку уходит 30%, на потери рабочего времени — 8%, на модернизацию — 7%, администрирование — 20% и на обучение пользователей еще 10%.
Эта схема рассчитана, разумеется, на пользование лицензионным ПО, поэтому в ней не учтены прямые потери и расходы, неминуемые при использовании пиратского софта: восстановление различной информации — бухгалтерской, переписки с клиентами, клиентских баз и т.п. Но и в такой ситуации можно на глазок оценить, какие позиции повышают цену владения.
Прежде всего усложняется модернизация и преемственность ПО. Подавляющее число производителей софта не позволяют «нелицензионным» пользователям получать обновления со своих порталов. Так что нелицензионный софт начинает безнадежно устаревать с момента его установки и становится все более уязвимым для несанкционированного проникновения, а попросту — хакерства, вирусов и «червей». Ведь апгрейд (иными словами, регулярные обновления и дополнения, получаемые бесплатно через Интернет), особенно в отношении операционных систем, касаются в первую очередь именно безопасности.
Организация, использующая на своих компьютерах нелицензионное программное обеспечение, отрезает себе пути к получению многих сертификатов, необходимых для ведения деятельности лицензий, к прохождению качественного аудита и приобретению уважения иностранных бизнес-партнеров.
Современное развивающееся предприятие, будь то крупная корпорация или небольшая компания, сегодня трудно представить без устойчивой, развитой информационной инфраструктуры. Считать, что ее работа — исключительно внутреннее дело самой организации, не очень дальновидно. Партнеры, клиенты, инвесторы видят, насколько хорошо выстроены информационные системы предприятия, в электронных письмах, приходящих (или не приходящих) от компании, в данных аудита, в годовом отчете о результатах деятельности организации, в способности компании в срок выполнять взятые на себя обязательства.
Некоторое время назад многие руководители попросту не учитывали, во сколько может обойтись «упавшая» компьютерная система, и со спокойной душой отдавали бразды правления в руки ИТ-специалиста. Бывали случаи, когда на предприятии использовалось пиратское ПО, а руководитель узнавал об этом только во время проверки правоохранительных органов. В конце концов бизнесмены приходят к вполне логичному выводу — надо легализоваться!
Сейчас если компания использует в своей работе исключительно легальное программное обеспечение, это в первую очередь свидетельствует о профессионализме ее менеджмента, ведь он проявляется и в способности учесть возможные риски, и в умении сделать обоснованные инвестиции в надежность и эффективность работы.
Все пользователи лицензионного ПО, в том числе и корпоративные, получают сервисное обслуживание производителя, безопасность, бесплатную техподдержку по телефону от компании-разработчика ПО, сайты, где можно найти ответ на любой вопрос и решение любой проблемы, а также специальные программные решения для бизнеса.
Еще несколько лет назад корпорация Microsoft — ведущий производитель программных продуктов — поменяла акценты в деле борьбы с пиратами и от юридической ответственности сделала упор на вопросы оптимизации затрат заказчиков на ПО. И если сначала речь шла в основном, о выборе наиболее подходящих схем покупки программных продуктов, то сейчас эта идея трансформировалась в необходимость реализации комплексного подхода к управлению затратами на ПО на протяжении всего его жизненного цикла.
Все больше компаний учитывают перечисленные факторы и приходят к выводу, что кажущаяся дешевизна пиратского ПО — это тот же сыр в мышеловке. Ставить под удар свое дело ради мнимой экономии — поступок за пределами логики. Поэтому, видимо, пришло время воспитывать в себе настоящий корпоративный дух, в том числе и за счет нормального ведения своего бизнеса.
Александр СПЕЛОВ