— Федор Федорович, вы сразу решились занять новую должность или у вас были сомнения?
— Вообще я предложил свои услуги, когда приехал в Омск из Казахстана. Сам я из Петропавловска. Почему решил приехать в Омск? Потому что здесь у меня живет сын. А я в Омске начинаю с нуля.
— Вы уже почти месяц проработали на новой должности и, наверное, уже изучили российскую финансовую систему. Она отличается от казахстанской?
— Да. Если взять уровень субъектов Российской Федерации, то здесь больше самостоятельности и ответственности. В Казахстане все сильно зацентрализовано. Более централизовано управление финансами. Нет много места для инноваций. В России же законодательство позволяет творчески относиться к финансовым процессам. Здесь интереснее работать. Если доходы хорошие, то их можно более рационально использовать, направив на те или иные цели. Что касается местных органов власти, то в России они сильнее защищены от чиновников. Например, по закону, если муниципалитет получил дополнительные доходы и принял решение направить их на какие-то цели, то размер финансовой помощи из вышестоящего бюджета не уменьшается.
Более того, сейчас правительство уже утвердило новую концепцию формирования бюджетной системы, так называемую БОР — бюджетирование, ориентированное на результат. Суть в том, чтобы, например, здравоохранению не просто дать на 15 % больше денег, чем в прошлом году. А узнать у представителей этой отрасли, что они хотят сделать, получив деньги. Они могут сказать: хотим снизить заболеваемость такой-то болезнью. Под их планы и будут выделяться конкретные средства. И потом мы уже будем спрашивать, что конкретно сделано на вложенные средства для жителей Омской области? Какой достигнут реальный результат? То есть, система бюджетных отношений меняется совершенно. Ориентир на результат. Повышается наша ответственность.
Кроме того, бюджет будет формироваться не на один год, а на три года. Ближайший — на 2007-2009 годы. Будут утверждаться основные параметры: доходы, расходы, дефицит, а потом будем вносить поправки.
— И насколько эффективен такой подход?
— Это более эффективно, чем формировать бюджет на год. Если я знаю, что на три года мне дали столько-то средств, то буду более детально распределять и планировать эти деньги. Если в этом году что-то недополучу, то в следующем использую на те или иные конкретные цели. Бюджет будет более прозрачный. Будет возможность более четко выделять приоритеты.
— Как решается вопрос с компенсацией областному бюджету выпадающих доходов в связи с перерегистрацией Сибнефти?
— Вопрос пока не решен. Бюджетная система построена таким образом, что если появляются выпадающие доходы по независящим от нас причинам, то вышестоящий бюджет должен предоставить компенсацию. К примеру, стоимость мазута сейчас увеличилась с трех до шести тысяч рублей. Мы говорим Федерации, что мы не можем повлиять на этот рост цен, поэтому, будьте добры, компенсируйте нам эту разницу. Такой же принцип и по выпадающим доходам от компании «Сибнефть». Губернатор правильно говорит, что не надо драматизировать ситуацию. Минфин и правительство России должны посмотреть, что если платежи уйдут в Санкт-Петербург, то нам надо возместить выпадающие доходы. Вообще, то, что бюджетообразующей компанией была Сибнефть, неправильно. Мы зависели от воли акционеров. А если бы у нас были тысячи предприятий, то защищенность бюджета была гораздо сильнее.
Есть еще один момент. Сейчас Омская область в первой группе областей по наполняемости бюджета. К первой относятся те регионы, у которых субсидии из федерального бюджета составляют менее 20 % от общей суммы доходов бюджета субъекта РФ. Ко второй — до 50 %. И к третьей — более 60 %. В свое время мы вложили достаточно много средств из областного бюджета на развитие Сибнефти. Поэтому ее доходы — это наши доходы. Происходит перерегистрация компании из одного места в другое, и мы из первой группы катимся к третьей — это неправильно. Поэтому сейчас наша задача — не сократить ни на йоту социальные выплаты. Мы доказываем, что у нас защищенные статьи бюджета. Из 40 млрд рублей доходов консолидированного бюджета Омской области около 29-30 млрд рублей как раз те расходы, которые мы не имеем права сокращать.
Может быть, я подчеркиваю, может быть, мы откажемся от какой-то части инвестиционных программ. Может быть, заморозим вакансии, которые сейчас есть, но без ущерба для населения, для социальной работы. И все-таки будем настаивать на том, чтобы в этом году нам выделили дополнительную финансовую помощь. Сейчас самое главное для нас -сохранить налоговую базу, чтобы мы остались в первой группе. По крайней мере, не скатились к третьей группе. Вот такая амбициозная задача. Бюджет будет формироваться на три года. Мы готовимся к тому, что доходы сократятся. Но если все будет нормально, то направим дополнительные доходы на те статьи, по которым не был решен вопрос финансирования.
— Каким образом, на ваш взгляд, можно повысить доходы бюджета?
— Когда мы в Минфине обсуждали ситуацию с Сибнефтью, губернатор сказал, что нам не хватило буквально двух лет. Развитие нефтегазовых месторождений, создание новых предприятий, в том числе и в сельском хозяйстве позволило бы нам отказаться и заместить выпадающие доходы из источников Сибнефти через два-три года.
На мой взгляд, мы немного опережали события. Ведь те национальные программы, которые начали реализоваться, мы своими областными программами уже подтвердили. Нам надо было пождать, чтобы не тратить свои деньги. Через год-два средства придут по национальной программе и все будет хорошо. Мы видим, что нам надо как можно скорее сократить расходы бюджета. К примеру, перевести котельные на газ, чтобы был двойной экономический эффект.
Мы, наверное, ни шатко ни валко управляли собственностью Омской области. Недавно областное правительство утвердило разработанную министерством имущественных отношений Омской области специальную программу по повышению эффективности управления областной собственностью. В итоге в областной бюджет дополнительно планируется получить 382 млн рублей. Из них 100 млн рублей получим дополнительно за счет увеличения платы за аренду областного имущества, сдаваемого коммерческим структурам. Хотя это капля в море. И второе, определи перечень объектов собственности Омской области, которые мы не в состоянии содержать и которые не эффективно используются. Утверждена программа, по которой будем продавать такие объекты с аукционов. Это еще дополнительные 282 млн рублей.
Но это не предел. Совместно с налоговыми органами прорабатываем вопрос по снижению недоимки по налогам. Заключили договоры с предприятиями, пролонгировали платежи на 3-4 года. Если предприятия выполняют свои обязательства, то есть, равными долями сокращают долги и осуществляют текущие налоговые платежи, то мы их не трогаем. Если они нарушат графики платежей, то мы разорвем с ними соглашение о реструктуризации. Более того, может быть, даже будем настаивать на банкротстве. И через продажу имущества банкротов вернем просроченные платежи. Это один из шагов, которые будут сделаны для повышения доходов бюджета. В целом же, еще раз подчеркну, увеличивать доходы будем в основном за счет создания новых предприятий и рабочих мест, а также недоимки по налогам.