— Сергей Федорович, чем занимаются конфликтологи?
— Конфликтологи занимаются всеми проявлениями конфликтов в сфере политики, социального управления, бизнеса. То есть это управленцы, которые специализируются на разрешении любых конфликтных ситуаций — начиная с межличностных и до межгрупповых и межгосударственных. Задача конфликтолога, прежде всего, выявлять и предотвращать конфликты. Если это возможно, конечно. Вторая задача конфликтолога — управление конфликтом. Это в том случае, если конфликта избежать не удалось.
— Что значит — управлять конфликтом?
— Это значит: направлять его разрушительную энергию в мирное, скажем так, русло. Ведь при определенных условиях внутригрупповой или межгрупповой конфликт может выполнять даже интегративную функцию: сплачивать членов группы, стимулировать их к эффективному поиску выходов из проблемной ситуации, к поиску продуктивных решений. Так что при правильном управлении конфликтом можно добиться весьма позитивных результатов.
— Вы считаете, конфликтологи будут в Омске востребованы?
— Без всякого сомнения. Если судить даже по количеству приезжающих в Омск бизнес-тренеров, которые проводят семинары по конфликтологии, спрос на таких специалистов уже сформировался. Причем в бизнесе спрос на конфликтологов растет стремительно. Ведь от того, насколько успешно коллектив справляется с конфликтом, зависит и успех самого бизнеса. Сейчас задачи по управлению конфликтами в бизнесе пытаются с тем или иным успехом решать психологи. Но на самом деле это работа для профессионала-конфликтолога, который хорошо ориентируется во всем корпусе гуманитарных наук. Это не только психолог, но еще и социолог, и политолог, и философ. Сфера применения знаний и навыков такого специалиста достаточно широка. Это не узкая специальность, как может показаться на первый взгляд. Если посмотреть даже наш учебный план, там есть и этноконфликтология, и социология конфликта, и политическая конфликтология, и философия конфликта, и психология конфликта. Есть даже семейные конфликты. Конфликтологи востребованы практически в любой сфере деятельности. В том числе в государственном и муниципальном управлении.
— Когда появилась эта специальность?
— Она появилась в 1993 году на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Там она начиналась как специализация на специальности «Политология». Лицензировали конфликтологию в качестве самостоятельной образовательной программы в 1999 году. Так что специальность очень новая. Но в СПбГУ работают уже три магистерские программы: «Технология урегулирования конфликтов», «Политическая конфликтология» и «Наркоконфликтология». В этом году там открывается и аспирантура по этому направлению. Причем особый упор в Санкт-Петербурге делают на наркоконфликтологию.
— А где помимо Санкт-Петербурга?
— Есть в Ростове-на-Дону. С нового учебного года, насколько я знаю, хотят сделать первый набор студентов по этой специальности в Екатеринбурге. А вот за Уралом мы станем первым вузом, где откроется бакалавриат по конфликтологии.
— Выбор невелик...
— И специалистов тоже мало. Считаные единицы. На западе конфликтология развивалась в рамках социологии. И в западной социологии это очень мощный раздел. Все ведущие социологи второй половины XX века так или иначе отметились работами по теории конфликта. А мы в России стартовали поздно. В советские времена конфликтология не приветствовалась и не развивалась. Зато сегодня она развивается очень динамично.
— А возможны контакты с западными школами конфликтологии?
— Возможны. И мы будем стараться такие контакты наладить. Пока через факультет философии Санкт-Петербургского университета, у которого сложились хорошие связи со Швецией, с Финляндией. Особенно по такому направлению, как наркоконфликтология. Кстати сказать, развитию наркоконфликтологии активно содействует и полномочный представитель президента по Северо-Западному региону.
— Обучать конфликтологов вы будете по программам питерского университета?
— Вообще мы разработали собственные программы. На нашей кафедре философии работают шесть своих докторов наук. Но, естественно, мы будем учитывать и образовательные программы Санкт-Петербургского университета. Там мы получили хорошую методическую поддержку.
— Какой предполагается набор конфликтологов в этом году?
— Одна группа. К сожалению, бюджетных мест на этот год у нас не предусмотрено. Но на следующий год бюджетные места на эту специальность появятся. А сколько желающих будет — посмотрим.
— Плата за обучение высокая?
— Стоимость обучения пока не определена, но я думаю, что она не будет дороже 25 тысяч рублей в год.
— А где смогут продолжить образование ваши будущие бакалавры конфликтологии?
— В любой магистратуре — по философии, политологии, социологии. К 2010 году, когда наши первые бакалавры окончат обучение, мы уже откроем и собственную магистратуру по конфликтологии.