Незапланированные бреши в бюджете
Программой была запланирована продажа трех видов имущества стоимостью более 10 млн рублей: акций ОАО «Омскагрохолдинг» (55 % УК), части здания Речного вокзала и комплекса объектов недвижимости профилактория «Рассвет». Однако в 2005 году ни один из этих объектов продан не был. Правда, что касается профилактория, некогда принадлежащего нефтяникам, то в конце декабря 2005 года он был исключен из программы приватизации Законодательным собранием по просьбе руководства ОАО «Сибнефть-ОНПЗ».
Акции «Омскагрохолдинга» были проданы только в начале января 2006 года по цене в два раза меньшей первоначально планировавшейся — за 11 млн рублей вместо 22 млн рублей. Здание Речного вокзала также было продано только в 2006 году. Причем тоже по цене, меньше запланированной — за 67,9 млн рублей вместо изначально запланированных 103,7 млн рублей.
Похожая ситуация была и с объектами недвижимости стоимостью менее 10 млн рублей.
Непроданные в 2005 году объекты были включены в дополнительный список на 2006 год. В соответствии с действующими нормативными документами минимуществу пришлось изменить по ним условия приватизации: вместо продажи на аукционе объявить продажу посредством публичного предложения. При этом установив цену имущества в размере 50 % от начальной цены несостоявшихся аукционов. То есть в два раза меньше. По мнению КСП, из-за неточного прогноза рыночной стоимости объектов и конъюнктуры рынка бюджет области недосчитается по мелким объектам как минимум 4,5 млн рублей.
Все дело в низкой ликвидности
В своем ответе на представление КСП министерство имущественных отношений пояснило, что начальная цена имущества, устанавливается в соответствии с действующим законодательством. По Закону «Об оценочной деятельности в РФ» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Понятно, что оценкой объектов недвижимости занималось не само минимущество, а оценщики, выбираемые им на конкурсной основе один раз в три года (на 2005-2007 годы право оценивать областное имущество получили ООО Экспертно-оценочное агентство «Ледон», ООО «Эксперт-Оценка», ООО Региональный центр оценки «Миэль», индивидуальные предприниматели В.В. БАЖЕНОВ, И.Г. ГЕЙКО). Как сказано в ответе министерства, «недополучение бюджетом денежных средств обусловлено не столько неточным прогнозом рыночной стоимости и конъюнктуры рынка, сколько низкой ликвидностью реализуемого имущества».
Непонятно только: разве низкая ликвидность впрямую не зависит от конъюнктуры рынка?