Все рубрики
В Омске суббота, 14 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Алексей ЧЕРНИКОВ, начальник Управления региональной конверсии отделений ОАО "Альфа-Банк": "Мы ежемесячно открываем по 4-5 отделений нового формата в разных городах..."

26 июня 2006 12:06
0
2171

Справка «КВ»
Альфа-Банк основан в 1990 году. На сегодняшний день в Альфа-Банке обслуживаются более 40 тысяч корпоративных клиентов и порядка 1,5 млн физических лиц. Альфа-Банк является одним из крупнейших банков России по величине активов и собственного капитала. По итогам 2005 года активы группы «Альфа-Банк», в которую кроме ОАО «Альфа-Банк» входят дочерние банки и финансовые компании, составили,8 млрд. Собственный капитал — 5,5 млн. Кредитный портфель —,7 млрд. Чистая прибыль за 2005 год — 0,6 млн. Филиал Альфа-Банка в Омске работает с 1999 года. По данным на 1 июня 2006 года, кредитный портфель филиала превысил 1 млрд рублей. Валюта баланса — более 3 млрд рублей. В филиале открыты счета 285 омских предприятий. Филиалом эмитировано порядка 6 тысяч международных пластиковых карт. Объем средств на счетах физических лиц (с учетом остатков денежных средств на пластиковых картах) превысил на начало июня,5 млн.

— Ваш розничный формат совсем новый или вы его уже где-то опробовали?

— Мы опробовали его в Москве. В 2003 году в Москве появились первые 27 отделений. Тогда этот формат назывался «Альфа-Банк Экспресс». Естественно, за эти два года была проделана очень большая работа. И когда нам стало понятно, что модель функциональна, что она отработана и готова к применению, мы начали ее внедрять в регионах. На сегодняшний день инвестиционный проект развития нового розничного бизнеса Альфа-Банка охватывает 22 региона. По нашим оценкам, в этих регионах сосредоточено до 80% банковски активного населения страны. И до конца 2008 года в них будет открыто порядка 85 крупных отделений, 112 мини-отделений и будет установлено дополнительно 717 банкоматов.

— А какие планы по Омску?

— По нашей классификации Омск — это город категории «А». То есть город с населением свыше одного миллиона человек. Соответственно, в Омске мы планируем построить широкую сеть дистрибуции. Она будет включать в себя четыре крупных отделения, не считая филиала, и восемь мини-отделений. Естественно, дополним и сегодняшнюю сеть банкоматов. Причем банкоматы, которые мы уже устанавливаем в рамках этого проекта, относятся к категории полнофункциональных. Они могут выполнять множество операций. С их помощью можно будет не только получить наличные, но и пополнить счет, погашать потребительские кредиты, оплачивать услуги операторов мобильной связи и коммунальные услуги, конвертировать валюту.

— Такие банкоматы уже установлены в новом офисе?

— Конечно. Правда, сейчас мы еще не успели подключить весь функционал, но наиболее востребованные услуги уже работают.

— В какие сроки вы планируете открыть новые отделения?

— Вся структура, как мы рассчитываем, будет создана в Омске до конца 2007 года. Могу сказать, что мы сегодня уже подписали договор на помещение в центральной части города, в котором в ближайшее время откроем еще одно отделение. В стадии подписания находится договор на другую площадку. В общем, перерыва не планируем. Отделения будут открываться одно за другим. Постоянно будет расширяться и сеть банкоматов. Если говорить в целом по стране, то сегодня у нас уже фактически работает порядка 17 отделений нового формата розничного бизнеса. И мы открываем сейчас по 4-5 новых отделений ежемесячно.

— Первые дни работы кредитно-кассового офиса «Иртыш» оправдали ожидания?

— Более чем. Результат даже превзошел все наши ожидания. И для меня, как руководителя проекта, это очень хороший сигнал. Если в старом формате мы принимали в день пять-шесть кредитных заявок, то в первый день работы нового офиса мы смогли принять порядка 15 кредитных заявок. Это важный показатель, на наш взгляд. Мы уже видим, что новый формат интересен нашим клиентам и он будет востребован в Омске.

— В чем преимущество вашего нового розничного формата?

— Его основное конкурентное преимущество в том, что клиенты наших кредитно-кассовых офисов становятся клиентами Альфа-Банка в целом, а не какого-то отдельно взятого отделения. То есть любому человеку из Омска или Новосибирска, например, будет доступен полный спектр услуг в любом городе, где бы он ни оказался. Вся наша клиентская база унифицирована и собрана на едином сервере, информация на который стекается из всех отделений во всех городах. И чтобы управлять счетом, не обязательно приходить в отделение банка в Омске. С таким же успехом вы сможете управлять своим счетом и осуществлять любые платежи из любого отделения в Москве, в Санкт-Петербурге, в Сочи, в Новосибирске и в любом другом городе России, где будут открыты отделения розничного бизнеса нового формата.

— Какие цели ставит перед собой Альфа-Банк в розничном бизнесе?

— Что касается розничного рынка, то безусловным лидером на нем является, конечно же, Сбербанк. Доля его исторически велика, и ни одна из российских или даже западных финансовых структур пока не сможет составить ему конкуренции. Перед блоком розничного бизнеса нашего банка поставлена на сегодняшний день задача более скромная, чем конкуренция со Сбербанком. Мы намерены занять в ближайшее время не менее 3% на общероссийском рынке розничных банковских услуг. Если судить по итогам первого полугодия, то уже можно сказать, что этот показатель мы перевыполним.

— А в отдельных городах?

— В отдельных городах наша доля рынка существенно выше уже сегодня. В некоторых городах Уральского региона мы занимаем долю свыше 50%. Секрета в таком успехе никакого нет, естественно. В этих городах работают предприятия, входящие в Альфа-Групп и ТНК-ВР.

— Какую долю омского розничного рынка занимает Альфа-Банк сегодня и какую хотел бы занять в перспективе?

— Что касается нашей сегодняшней доли рынка, то корректных и точных данных на сегодняшний день нет. По нашей оценке, доля Альфа-Банка в Омске сопоставима с общероссийской. Но мы сейчас активно развиваемся, предлагаем новые продукты, интересные тарифные планы и рассчитываем выйти в ближайшее время на показатель выше 3%. Сегодняшние темпы привлечения новых клиентов и роста клиентской базы позволяют нам сделать оптимистичный прогноз. До конца года мы как минимум удвоим активную клиентскую базу Омского филиала. Означает ли это, что произойдет и удвоение доли рыка? Наверное, прямой зависимости здесь нет. Доля рынка определяется не по количеству счетов и клиентов. Она измеряется по такому показателю, как объем остатков средств на счетах «до востребования». Какими они будут — покажет время.

— Вы оценивали потенциал города, прежде чем продвигать новый розничный формат?

— Оценка, конечно, была. Причем информацию мы собирали из самых разных источников. Были проанализированы не только результаты работы филиала, такие как обороты розничной торговли, объемы и характеристики кредитных портфелей, мы пообщались и с коллегами по Альфа-Групп, изучили их опыт работы в Омске.

— А местные банки вы оцениваете в качестве конкурентов?

— Было бы некорректно и неправильно, на мой взгляд, говорить о том, что мы не рассматриваем региональные банки в качестве своих конкурентов. В каждом регионе сегодня есть очень сильные региональные банки, которые по своему функционалу и уровню сервиса не отстают от московских. И даже если в чем-то они еще уступают, то быстро развиваются и сокращают это отставание. Но все же региональные банки остаются пока игроками преимущественно местного рынка, а наша сильная часть — это широкая представленность практически во всех регионах страны.

— Почему сегодня все крупные банки так активно пошли в розницу?

— Это связано с изменением тренда. Дело в том, что начинают заметно снижаться темпы роста корпоративного бизнеса. Во-первых, многие сильные корпоративные клиенты создают свои финансовые структуры. Во-вторых, рынок корпоративных банковских услуг, по сути, уже поделен и какого-то глобального перераспределения долей ожидать сегодня нет смысла. А у розничного рынка большой потенциал. Он пока развит слабо как по количеству, так и по качеству услуг. И сегодня практически все крупные финансовые структуры, включая западные банки, заявили о планируемой региональной экспансии.

— Складывается такое впечатление, что новый розничный формат Альфа-Банка позиционирован на людей молодых. Это так?

— Первые годы, если вы помните, имидж Альфа-Банка был ориентирован на работу с VIP-клиентами. Когда мы начали работать с форматом «Альфа-Банк Экспресс» в 2003 году, то потребители действительно заметили некоторое изменение в нашем имидже. Темная мебель, массивные дубовые столы уступили место светлым тонам, ярким краскам и молодым людям. И на первом этапе было даже некоторое отторжение нового формата со стороны, скажем так, наиболее консервативной части наших клиентов. Но на сегодняшний день мы произвели ребрэндинг, подкорректировали свою коммуникацию, сегментировали потоки клиентов. Для консервативной части в рамках нового формата мы выделили отдельный сегмент. И сейчас во всех отделениях, которые открываются, мы будем создавать VIP-модули.

— А принципиально новые продукты вы приготовили к открытию нового офиса?

— Конечно. Впервые мы предлагаем в Омске несколько новых продуктов, которые появились в Альфа-Банке несколько месяцев назад. Это, например, «Персональный кредит», который выдается без залога и поручителей на любые цели, это «Альфа-Мобайл», который позволяет управлять своим счетом при помощи мобильного телефона. С открытием нового офиса мы предлагаем своим клиентам полнофункциональный «Интернет-Банк». Думаю, что такого полного сервиса по сети Интернет в Омске пока не предлагал никто. Я сам лично очень доволен этим продуктом и постоянно пользуюсь. В отделении нашего банка в качестве клиента я последний раз был полгода назад. Все что мне нужно, я вижу на экране своего рабочего компьютера. И все расчеты произвожу при помощи интернет-перевода, не вставая со своего рабочего места.

— Вы все новые продукты пробуете на себе?

— Это у меня такой принцип. Где бы я ни работал, я всегда начинал с того, что пробовал все новые продукты на себе. Причем абсолютно все. Сегодня у меня есть, например, все пластиковые карты Альфа-Банка. И я любому могу рассказать на собственном примере, какие преимущества есть у человека, который пользуется пластиковыми картами Альфа-Банка.

— Расскажите...

— Ну, например, есть у нас кредитная карта. Она имеет беспроцентный период кредитования в течение 60 дней. То есть вы оплатили, допустим, какую-то покупку и в течение 60 дней с момента покупки вам не будут начисляться проценты за пользование кредитом. И если вы погасили кредит до истечения срока в 60 дней, то вообще не будете платить банку никаких процентов. И можно опять покупать в кредит. И просто, и удобно, на мой взгляд.

— Спасибо, что нашли время для содержательного разговора. И, естественно, желаем Альфа-Банку успешного продвижения в новом формате.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.