— Наталья Васильевна, как давно «Медуника» работает на омском фармрынке?
— Первая аптека открылась в 1997 году. Открывая ее, мы и не думали, что когда-нибудь будем создавать сеть. Сегодня «Медуника» состоит из семи аптек, они объединены в сеть.
— То есть под брендом «Медуника» вы работаете почти десять лет?
— Нет. Название «Медуника» мы дали своим аптекам три года назад, а официально в Роспатенте бренд зарегистрирован около двух лет назад. Его разработчиком является филиал одного из московских рекламных агентств.
— Какие у вас планы по развитию?
— До конца года планируем открыть еще одну аптеку. Есть, конечно, планы на 2007 год. В том числе запланировано открытие первой социальной аптеки «Медуника-социал», где будет работать специальная дисконтная программа. В дальнейшем хотелось бы развить и социальную сеть как одно из отдельных направлений «Медуники».
— К вам поступают предложения по покупке аптек федеральными операторами?
— Да. Но мы не собираемся никому продаваться, нас самим интересен наш бизнес.
— Как только в Омске появляются более-менее сильные сетевые проекты, как правило, говорят о том, что они созданы не без участия московских или каких-то других сторонних инвесторов. «Медуника» — это чисто омский проект?
— У нас есть инвестор, который вкладывает средства в развитие сети. Но я бы не стала акцентировать на этом внимание. Я считаю сеть «Медуника» омской.
— Как позиционирует себя сеть «Медуника»? На какого потребителя рассчитаны ваши аптеки?
— На самом деле сложно сказать, на какую аудиторию рассчитана сеть «Медуника». У нас достаточно гибкая ценовая политика, применяется развитая система скидок и бонусов. Поэтому в числе наших потребителей люди с разным достатком. Думаю, что всех в первую очередь привлекает высокий уровень обслуживания и профессионализм наших работников, ассортимент.
— То есть, у вас в сети действует какая-то дисконтная программа?
— Конечно, у нас существует система лояльности покупателей. На мой взгляд, сегодня она существенно отличается от тех, что предлагают другие операторы рынка. Каждый покупатель аптек «Медуника» получает именную дисконтную карту с накопительной системой скидок. Минимальный размер скидки, предоставляемой сетью — 5%, максимальный — 10%.
По сути, достаточно один раз что-то приобрести в любой нашей аптеке и вы становитесь нашим постоянным клиентом, получая соответствующие привилегии. Мы информируем всех владельцев карт о различных акциях, проводимых в сети, новинках. Опыт работы показал, что число лояльных покупателей год от года у нас растет, а это как раз то, к чему мы стремимся, — увеличивать число наших постоянных клиентов.
— Сколько наименований товара предлагается в аптеках?
— Порядка пяти тысяч наименований в каждой аптеке. Это не только лекарства, но и большое количество парафармацевтическй продукции и препаратов, направленных на профилактику различных заболеваний. Кроме того, у нас представлено много косметических средств, в каждой аптеке имеется врач-косметолог, который всегда даст совет, подберет нужное средство.
— Среди ваших аптек есть фарммаркеты?
— Мы сознательно не открываем аптеки со свободным доступом к лекарствам. Я считаю, это новомодное явление, которое не всегда себя оправдывает. Есть несколько причин, по которым мы не стали бежать за модой.
Для любого покупателя важен контакт. Мы делаем ставку на непосредственное общение провизора с клиентом. С другой стороны, фарммаркет — это большой торговый зал и соответствующий выбор. По каждой позиции должна быть представлена продукция различных производителей, разных торговых марок. То есть, приходя в фарммаркет, покупатель должен иметь возможность купить по максимуму. К сожалению, омские фарммаркеты — это просто аптеки, но со свободным доступом к лекарствам.
— Сколько средств вы инвестируете в открытие аптек?
— По-разному. Мне бы не хотелось называть конкретные цифры. Но, учитывая те информационные технологии, которые мы применяем в сети, могу сказать, что инвестиции большие. «Медуника» одной из первых в Омске начала использовать программу «Е-фарма», которая объединила аптеки в одну сеть, позволила исключить при работе с поставщиками излишнюю бумажную волокиту. Если говорить кратко, дала нам все те преимущества, которыми обладают сетевые формы торговли.
— А какие компании среди ваших поставщиков?
— Крупные фармдистрибьюторские компании. Хотя мы не стремимся к большому количеству поставщиков — проблем меньше возникает при поставке товара.
— Сегодня многие сетуют на отсутствие высококвалифицированных кадров. Как у вас решается кадровая проблема?
— Кадры, без сомнения, то, на чем держится сеть. Мы годами формировали наш кадровый резерв. Как руководитель сети считаю, что мы вкладываем достаточно средств в повышение профессионального уровня сотрудников. У нас есть собственный учебный центр, который позволяет нам совершенствовать их мастерство. Поэтому, когда мне иногда задают вопрос, почему мы развиваемся не такими быстрыми темпами, я отвечаю, что одна из причин — проблема с подбором персонала. Мы не можем взять на работу неподготовленного сотрудника. Чтобы его обучить, необходимо время.