Государственная пошлина, согласно ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее — НК РФ), — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления совершать в отношении этих лиц юридически значимые действия, предусмотренные главой 25.3 НК РФ «Государственная пошлина», за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, в нашем случае — за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Уплата
Уплата государственной пошлины производится до подачи заявления и иных документов, необходимых для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ст. 45 НК РФ предусматривает обязанность плательщика самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога или сбора, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Это означает, что при обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, физическое или юридическое лицо уплачивает соответствующую сумму сбора от своего имени и за свой счет. Возложение исполнения налоговой обязанности на третье лицо по соглашению между ним и налогоплательщиком законодательством о налогах и сборах не предусматривается. Данный вывод подтвержден определением Конституционного суда РФ от 22.01.2004 № 41-0.
Таким образом, не подлежат приему на государственную регистрацию прав платежные документы, в которых в качестве плательщика государственной пошлины указано иное лицо.
Форма уплаты
Государственная пошлина уплачивается плательщиками в наличной или безналичной форме. Факт ее уплаты в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, а в наличной -квитанцией установленной формы, выдаваемой банком.
Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридическими лицами, в соответствии с положением ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», регулирующим порядок осуществления расчетов между юридическими лицами в РФ и на ее территории в безналичном порядке через кредитные организации (филиалы) в формах, предусмотренных законодательством, осуществляется только в безналичном порядке.
Конкретные размеры государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также за совершение иных юридически значимых действий, связанных с такой регистрацией, установлены НК РФ.
Случаи неуплаты
В соответствии с п. 3 ст. 333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:
1)за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта
РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну РФ, казну субъекта РФ, муниципальную казну;
2)за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной
собственности;
3) за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;
4) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании
закона;
5) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания
закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие
Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект
недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного
права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.
Льготы по уплате
Льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Российской Федерации и т.п. по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества Налоговым кодексом не предусмотрено.
Единственная категория граждан, которой предоставлены льготы по уплате государственной пошлины — физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, — за совершение действий, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, за исключением государственной регистрации ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество.
Малоимущими, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, являются граждане, которые признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основанием для предоставления льготы является документ, выданный в установленном порядке.
Компенсация расходов по уплате
Кроме того, приказом Министерства труда и социального развития Омской области и Министерства имущественных отношений Омской области от 28.07.2005 № 29, 11-п предусмотрена компенсация расходов по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, расположенные на территории Омской области (за исключением г.Омска) отдельным категориям граждан. Порядок компенсации расходов заключается в следующем: указанные в приказе категории граждан уплачивают государственную пошлину за регистрацию прав на недвижимое имущество полностью. Затем они обращаются в орган социальной защиты населения по месту жительства со следующими документами:
-письменное заявление о назначении компенсации расходов;
-документ, удостоверяющий личность гражданина;
-удостоверение установленного образца, подтверждающее право на получение предусмотренных областным законодательством мер социальной поддержки;
— документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
Орган социальной защиты в 15-дневный срок со дня подачи документов принимает решение о компенсации расходов.
Возврат или зачет
В ст. 333.40 НК РФ закреплены основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины. Уплаченная государственная пошлина применительно к рассматриваемым нами регистрационным отношениям подлежит возврату частично или полностью в случае:
а)уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено НК РФ.
Например, за государственную регистрацию права собственности индивидуальным предпринимателем была уплачена государственная пошлина в размере 7 500 (семи тысяч пятисот) рублей, установленная для юридических лиц. В силу того, что Гражданским кодексом РФ индивидуальные предприниматели отнесены к физическим лицам, возврату подлежат средства в размере, превышающем размер государственной пошлины, установленной для физических лиц — 7 000 (семь тысяч) рублей.
б)отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения
юридически значимого действия до обращения в орган, осуществляющий
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
(речь идет о тех случаях, когда лицо, уплатив государственную пошлину, с
заявлением и документами, необходимыми для государственной регистрации
прав, в регистрирующий орган не обратилось).
в)прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора. При этом возврату подлежит половина уплаченной государственной пошлины.
Термин «прекращение государственной регистрации» означает, что в срок, предусмотренный законодательством для проведения государственной регистрации, стороны договора вправе отказаться от ее проведения, представив соответствующие заявления в регистрирующий орган. Однако прекращение государственной регистрации возможно до внесения в Единый государственный реестр прав записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права.
Необходимо также отличать прекращение государственной регистрации от отказа органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в регистрации, при наличии оснований, установленных Законом о регистрации. Государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации, возврату не подлежит.
Согласно п. 3 ст. 333.40 НК РФ возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика, поданному в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
К заявлению прилагаются:
— подлинные платежные документы в случае, если государственная
пошлина подлежит возврату в полном размере, и копии — если государственная пошлина подлежит возврату частично;
— документ о наличии расчетного счета в банке (для физических лиц);
— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (для юридических
лиц);
— документ, подтверждающий полномочия представителя.
Указанные документы, кроме платежных, представляются в двух экземплярах, один из которых — подлинник возвращается заявителю, копия приобщается к заявлению.
Орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним принимает решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. Возврат производится за счет средств федерального бюджета в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Право на зачет
Кроме того, НК РФ наделяет плательщика государственной пошлины правом на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. Необходимо отметить, что зачет уплаченной государственной пошлины возможен в счет суммы, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. 6 ст. 333.40).
Зачет производится на основании заявления плательщика, которое может быть подано в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в бюджет.
К заявлению прилагаются:
-платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины;
-документ, подтверждающий полномочия представителя.
Государственная пошлина и плата за представление информации
Необходимо разграничивать государственную пошлину, взимаемую за государственную регистрацию прав и плату, взимаемую за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме. Порядок взимания государственной пошлины предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации. Размер платы за предоставление информации из Единого государственного реестра прав, порядок ее осуществления, а также возврата установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2004 № 773 «Об утверждении Правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме».
В заключение хотелось бы отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая размеры государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не детализирует особенности уплаты государственной пошлины за совершение отдельных регистрационных действий. В связи с этим Федеральной регистрационной службой, Министерством финансов Российской Федерации разработан целый ряд писем, разъясняющих положения налогового законодательства по вопросам исчисления государственной пошлины, которыми, наряду с Налоговым кодексом РФ, руководствуются органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ирина ГРЮКАНОВА,
консультант Главного управления Федеральной регистрационной службы
по Омской области, государственный регистратор