В Омск главный культуролог страны Кирилл РАЗЛОГОВ прилетел в самый разгар работы Московского международного кинофестиваля, чтобы принять экзамены у дипломников факультета культуры и искусств ОмГУ, а заодно и повстречаться со всеми любителями кино. Для всех пришедших на встречу стало полной неожиданностью, что Кирилл Эмильевич больше не директор МКФ. РАЗЛОГОВ уже много лет настаивал на том, что главное слово в названии этого фестиваля — международный, учредители считали, что московский. На том и расстались, не стали дальше отравлять друг другу жизнь.
Начал свои диалоги РАЗЛОГОВ с заявления: «Кинопрокат в Омске находится в зачаточном состоянии». А смотреть в этом зачаточном прокате омичам, впрочем со всей страной вместе, придется еще долго всякую «пургу», так как присуждение всех главных российских премий «9 роте» означает не что иное, как полную и безоговорочную победу масс-культа. Если еще совсем недавно доля российского кино в российском же прокате составляла около 2%, то теперь аж 40%. Деньги становятся реальностью. Это значит, что авторскому кинематографу в России скоро места не будет. С другой стороны, рост киноиндустрии породил дефицит режиссеров, операторов, актеров. С инвестициями в кинопроизводство сейчас кто только не идет. Даже ФСБ выделяет средства на фильмы про хороших чекистов. Однако больше 4 млн долларов эти киношки почему-то собрать не в состоянии.
Единственный, кому удалось в прошедшем году прорваться со своей лентой — не блокбастером — за рубеж, был Илья ХРЖАНОВСКИЙ, снявший скандальный «4». Но, по мнению РАЗЛОГОВА, это стало возможным не благодаря художественным качествам работы, а лишь благодаря мату (ненормативной лексике), изрядно представленному в фильме. В Европе нынче мода на русский мат. Если еще совсем недавно чернушную экзотику буржуа получали из-за океана, то теперь и в Америке с этим проблемы. Остаётся Россия. Российское кино на Западе любят, но очень странною любовью. На День российского кино в Каннах отборщики привезли самые беспросветные ленты, плюс «Космос как предчувствие» Алексея УЧИТЕЛЯ. Уж очень «Космос» полюбили во Франции: загадочная русская душа и все такое. На самом деле неопределенность в фильме от того (РАЗЛОГОВ разгадал эту загадку), что гомосексуальный сценарий поставил режиссер-гетеросексуал. А День российского кино, так громко представленный в отечественных выпусках новостей, — это просто отстой, где-то между Тунисом и Марокко.
Всякий национальный проект в мировом контексте сегодня абсолютно обречен. Голливуд делает ставку на траснациональность. Сколько ни пытайся показывать за рубежом ШУКШИНА, все бесполезно. Зато «Дозор» моментально оказался в «струе». И естественно, что поднять голливудское знамя в России довелось Тимуру БЕКМАМБЕТОВУ. По мнению РАЗЛОГОВА, кому еще и встраиваться в мировой контекст, как не еврею из Таджикистана. И хотя остальные российские сериальщики зарабатывают на родине столько денег, что не нужен им «берег турецкий», прорыв блокбастеров, профинансированных ОРТ, на западные кинорынки неизбежен, коли живет такой парень — Константин ЭРНСТ. ЭРНСТ видит сам себя президентом мира и, пока таковым его не увидят все, не остановится.