Народный оператор
По сравнению с предыдущим опросом, проводившимся в декабре 2005 года, доля омичей, пользующихся сотовой связью, увеличилась примерно на 3% и составила около 61% от общего числа жителей — именно такой процент опрошенных ответил утвердительно на вопрос: «Есть ли у вас мобильный телефон?».
При этом весь рост рынка за первый квартал текущего года, судя по данным опроса, пришелся на Теле2. Если в декабре прошлого года основным оператором Теле2 считали 30,4% опрошенных, то в марте текущего — уже 33,7%. Доля же двух других GSM-операторов — «Билайн» и МТС — за эти три месяца практически не изменилась и составила примерно по 14% от общего числа опрошенных. Если отбросить 39% омичей, вообще не имеющих сотового телефона, доля Теле2 окажется еще более впечатляющей — 55% против 23% у «Билайна» и 22% у МТС.
Среди тех, кто предпочел Теле2, преобладают молодые девушки в возрасте от 16 до 24 лет (5,6% от общего числа опрошенных), а также мужчины в возрасте от 25 до 34 лет (5,1% от общего числа опрошенных). Абоненты МТС — это прежде всего мужчины от 34 до 44 лет (3,2% от общего числа опрошенных), а у «Билайна» преобладают молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет (2,9% от общего числа опрошенных).
Принцип «Всегда дешевле», провозглашенный некогда Теле2, обеспечил оператору прямо-таки неслыханную популярность в народе — этому принципу до сих пор остаются верны три четверти омских рабочих, более половины студентов и школьников и почти половина пенсионеров. Именно на рабочем классе, судя по данным опроса «ГЭПИЦентра-II», и зиждется благополучие Теле2 — пролетариат составляет около трети абонентской базы оператора или 11% от общего числа опрошенных.
Второе место среди абонентов Теле2 занимают студенты и школьники — 5,6% от общего числа опрошенных. Впрочем больше всего их и среди абонентов сети «Билайн» (3,7% от общего числа опрошенных или 26% от абонентской базы оператора). МТС же чаще всего предпочитают специалисты с высшим образованием — таковых среди абонентов оператора оказалось 28% (3,8% от общего числа опрошенных).
Другой расклад
Несколько другими данными располагает аналитическое агентство iKS-Consulting, куда обратился за комментариями корреспондент «КВ». По словам аналитика агентства Максима САВВАТИНА, на конец I квартала 2006 года на долю МТС в Омске приходилось порядка 40% абонентов, «Билайн» занимал порядка 28% рынка, а Теле2 — 31%. Еще порядка 0,5% омичей, по данным агентства, были подключены в марте к сети «Скай Линк». Всего же на конец I квартала в Омской области было 1 613 000 абонентов, считает Максим САВВАТИН.
Сами операторы сведения о динамике изменения абонентской базы предоставляли весьма неохотно. Однако, как удалось выяснить корреспонденту «КВ», по собственным данным операторов, в МТС на 1 июля обслуживалось более 600 тысяч абонентов, в «Билайне» число абонентов на эту же дату приблизилось к 500 тысячам, а к «Скай Линку» успели подключиться около 2 000 абонентов. В Теле2 от комментариев традиционно отказались, однако, как сообщалось в пресс-релизе, распространенном стокгольмским офисом компании в середине июня, на долю этого оператора приходилось 35% омского рынка.
Если предположить, что количество абонентов в Омской области с марта по июнь изменилось незначительно (что в целом соответствует действительности), то расклад, приведенный iKS-Consulting, практически на 100% сходится с собственными данными операторов — 35%, заявленных Теле2, в этом случае примерно соответствуют 500-550 тысячам абонентов.
Несколько отличаются данные и по динамике роста абонентской базы омских операторов. Цифры за март корреспонденту «КВ» раздобыть не удалось, однако по сравнению с декабрем 2005 года в июне количество абонентов МТС практически не увеличилось. По крайней мере в декабре оператор декларировал те же 650 тысяч абонентов, что и сегодня. Примерно на 20% за полгода выросла абонентская база у «Билайна» — «почти с 400 тысяч человек» до «почти 500 тысяч человек». По Теле2 данные, по вполне понятным причинам, проверить оказалось затруднительно.
Впрочем сами операторы относятся к замедлившемуся росту числа подключений философски.
— Поскольку рынок связи Омского региона практические заполнен, рост числа абонентов не так заметен, как в прошлые годы. Но тем не менее количество омичей, выбирающих качественную и надежную связь от МТС, с каждым днем увеличивается, — объясняет отсутствие масштабного роста и.о. директора по маркетингу ОАО «МТС» в Омске Евгений КОДАЧИГОВ.
Почему так
Расхождения в данных, полученных в ходе опроса и предоставленных независимыми аналитиками, можно объяснить по-разному. Так, по мнению директора Омского филиала ОАО «ВымпелКом» Олега ГИЛЬБУРДА, март — не самый показательный месяц для оценки ситуации на рынке.
— Именно в марте у всех операторов произошли определенные изменения в тарифной политике, связанные с отменой двухцентовых тарифов. Соответственно, у того, кто объявил об этих изменениях последним, мог произойти временный всплеск в абонентской базе. А опрос, как фотография, зафиксировал положение на рынке именно на этот самый момент, — считает господин ГИЛЬБУРД.
Свое видение ситуации высказала и руководитель проекта «МедиаМикс-Омск» Ирина СОЛОВЕЙКИНА. По ее словам, Теле2 — фактически самый демократичный и доступный оператор. SIM-карту Теле2 без проблем можно приобрести в любом супермаркете или табачном киоске, попользоваться этой SIM-картой неделю и так же без проблем ее выкинуть. Поэтому, считает Ирина СОЛОВЕЙКИНА, эксперт отдела проектов и консультирования ООО «ГЭПИЦентр-II», в Омске почти нет обладателей мобильных телефонов, хотя бы раз не побывавших абонентами Теле2, к тому же продажи SIM-карт в общедоступных местах решает еще и задачи маркетинга, продвижение брэнда компании.
— У меня у самой есть SIM-карты всех трех операторов, — утверждает госпожа СОЛОВЕЙКИНА, — и я ими пользуюсь в зависимости от ситуации. Так же и опрошенные нами люди могли являться абонентами разных операторов, но на момент опроса пользоваться именно Теле2.
Однако, какие бы цифры по абонентской базе и доле рынка ни демонстрировала Теле2, реального положения дел они не отражают, считает один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным.
— В любом бизнесе главное — это финансовые показатели. И даже если у оператора миллион абонентов в Омске, они ничего не стоят, если не приносят компании прибыли, — считает источник.
Финансовые показатели по отдельно взятому Омску все опрошенные «КВ» операторы озвучить отказались. Однако результаты операционной деятельности в целом по России доступны по всем трем омским GSM-операторам. Так, в 2005 году прибыль крупнейшего оператора «большой тройки» МТС составила ,13 млрд при выручке млрд. «Билайн» ненамного отстал от «старшего брата», заработав 5 млн чистой прибыли при выручке ,2 млрд. Тогда как Теле2 за этот же период продемонстрировала выручку в 4 млн, а прибыль у компании и вовсе отсутствовала: общий операционный убыток оператора за 2005 год составил млн.
Понятно, что Теле2 — оператор не федеральный, тем не менее даже в пересчете на одного абонента финансовые показатели самого популярного у омичей оператора выглядят гораздо более скромно, чем у его конкурентов. Если учесть тот факт, что в целом по России на конец 2005 года у Теле2 насчитывалось 3,3 млн абонентов, а у «Билайна» 45,4 и 58,2 млн соответственно, получается, что каждый абонент принес Теле2 примерно за год. В то время как абоненты МТС принесли своей компании за год в среднем по , а абоненты «Билайна» — порядка .
— Если бы наша компания демонстрировала подобные показатели по Омску, у нас давно бы уже уволили все руководство, — уверен источник.
Что дальше?
Переломным моментом для всего рынка сотовой связи может стать введенный с 1 июля принцип «платит звонящий» (Calling Party Pays, CPP). Поскольку операторы уже сегодня заявляют, что те 95 копеек, которые им будут перечислять проводные операторы за звонки с фиксированных телефонов на сотовые, не покроют всех издержек.
— В течение всего периода подготовки к введению в России принципа «платит звонящий» мы вели диалог с регулирующими инстанциями о том, что этот принцип должен быть реализован справедливо, — утверждает Олег ГИЛЬБУРД. — Только тогда CPP будет эффективен с точки зрения бизнеса. Предлагаемая нами цифра в 1 рубль 35 копеек за минуту связи появилась в результате тщательного анализа всех наших затрат. Мы неоднократно объясняли всем заинтересованным сторонам, что пытаемся только возместить наши затраты, не претендуя на получение дополнительной прибыли. Но наши аргументы пока не были приняты во внимание.
С мнением коллеги согласен и Евгений КОДАЧИГОВ. По его словам, введение CPP наверняка скажется на доходах операторов. Однако каким именно образом, можно будет утверждать лишь через некоторое время, когда появятся первые результаты работы после 1 июля.
— На наш взгляд, изменения в тарифах сотовых операторов из-за введения CPP если и произойдут, то только по истечении некоторого времени, достаточного для анализа структуры межоператорского трафика в новых условиях, — считает заместитель генерального директора ЗАО «Омская Сотовая Связь» (торговая марка «Скай Линк») Любовь ЛОЖЕВСКАЯ.
Впрочем, по ее мнению, перераспределения рынка все же не произойдет, поскольку свои доли рынка операторы занимают и удерживают уже не ценовой политикой, а путем повышения лояльности абонентов и предоставления широкого спектра услуг, основанных на передаче данных. А на стоимости неголосовых услуг принцип «платит звонящий» никак не скажется.
А вот что реально может повлиять расклад сил на рынке — так это запуск сети «МегаФон», запланированный на эту осень. Правда, и тут по мнению операторов, еще рано что-либо говорить.
— Конечно, в любом случае появление на рынке нового игрока возбуждает внимание потребителей и вносит активность на рынок. Однако какого рода будет эта активность и кому она пойдет на пользу, зависит от того, как именно и с чем «МегаФон» выйдет на рынок, — уверен Евгений КОДАЧИГОВ.
Эксперты «КВ»
Олег ГИЛЬБУРД, директор Омского филиала ОАО «ВымпелКом»
Евгений КОДАЧИГОВ, и. о. директора по маркетингу ОАО «МТС» в Омске
Любовь ЛОЖЕВСКАЯ, заместитель генерального директора ЗАО «Омская Сотовая Связь»
Ирина СОЛОВЕЙКИНА, эксперт отдела проектов и консультирования ООО «ГЭПИЦентр-II».
Как проводился опрос
По данным ООО «ГЭПИЦентр-II», исследование проводилось на базе запатентованной общегородской выборки респондентов. Для построения выборки на основе статистического наблюдения за динамикой социально-экономических показателей и математических расчетов были выделены городские территории, жители которых представляли в своей совокупности социально-экономическое положение Омска в целом. В качестве критериев отбора территорий и формирования выборочной совокупности респондентов использовались такие показатели, как половозрастная структура населения, формы собственности жилья, телефонизация жилого фонда и т. д. Выборочная совокупность составила 535 человек. Обработка результатов осуществлялась в специализированной базе данных «МедиаМикс-Россия» с использованием программного обеспечения DataFriend.
Справка «КВ»
«МедиаМикс-Омск» — это полномасштабное исследование средств массовой информации на территории города Омска, проводимое специалистами «ГЭПИЦентра-II» совместно с компанией «КОМКОН-Медиа». Начиная с осени 2004 года «МедиаМикс-Омск» позволяет получить обширные данные о предпочтениях горожан при выборе телевидения, радио и прессы. Комплекс «МедиаМикс-Омск» входит составной частью в уникальное исследование, регулярно проводимое в 21 городе страны.
Руководитель проекта «МедиаМикс-Омск» Ирина СОЛОВЕЙКИНА, эксперт отдела проектов и консультирования «ГЭПИЦентра-II».
Тел./факс: (3812) 25-04-72, 25-34-76.