Приказ Регионально энергетической комиссии (РЭК) о повышении цены на проезд был опубликован в пятницу 30 июня. Его мало кто заметил. В мэрии первоначально планировали ввести восьмирублевые тарифы сразу после вступления документа в силу — с 10 июля, потом перенесли на 15 июля, дескать будет удобно продавать новые полумесячные проездные. И только после этого срок сдвинулся еще дальше — на 1 августа. Объяснение свелось к тому же: пассажиры, не купившие проездные на месяц, окажутся в неравной ситуации с теми, кто их приобрел. Какая трогательная забота о пассажирах! Знающие люди говорят, что с точки зрения PR начало августа — выгоднее: марафон, День города, «Флора» — все эти яркие события отвлекут народ и снимут раздражение. Осталось, правда, непонятным почему структура областная — РЭК — устанавливает тарифы на территории местного самоуправления. Как пишут «Аргументы и факты в Омске», в ведение РЭК эти функции передал городской Совет («Автобус и маршрутка — проезд по одной цене»). Но не уточняет, что депутаты передали эти функции уже после того, как РЭК новые цены вполне самостоятельно утвердил. По этому поводу даже случился скандал в горсовете. «У нас в уставе записано, что тарифы устанавливает мэр, порядок утверждает горсовет, это наше исключительное право... Мэр сегодня добровольно отказался от своих полномочий», — так цитирует зампреда горсовета Николая ИВАНЬКОВА «Коммерсантъ в Омске (»Тарифное право" от 6 июля).
Раньше, когда этим делом занимался горсовет, «недели, а порой месяцы проходили в депутатских дебатах, прежде чем решение принималось», — пишет «Труд-7 в Омске» («Без лишнего шума» от 12 июля). Теперь народные избранники отдали на откуп исполнительной власти чуть ли не все важнейшие решения. Чем они тогда будут заниматься? «Раздавать почетные грамоты? Выдумывать, как переименовать тот или иной сквер или улицу? Устанавливать правила выгула собак?» (там же). «МК в Омске» предположил, что причина перемен — в уходе Сибнефти: пусть и горожане почувствуют на себе, мол, что потеряли после ее перерегистрации («Автобусы догнали маршрутки»).
При всем при этом, как выясняется, у газетчиков весьма короткая память: «В последний раз повышение проезда в транспорте было произведено еще в апреле 2004 года», — пишет «АиФ в Омске». Ему поддакивает омский «Коммерсантъ» — да, в апреле 2004-го («Тарифные гонки»). Однако на самом деле стоимость проезда выросла с 5 до 6 рублей ровно год назад — 1 августа 2005 года.