Правовые коллизии
По словам операторов, те 95 копеек, которые Федеральная служба по тарифам определила им за приземление в их сетях вызовов абонентов фиксированных сетей, не покрывают даже их затрат на пропуск трафика. Поэтому введение платы за соединение — мера вынужденная, и призвана она лишь компенсировать убытки операторов, а не позволить им лишний раз обогатиться за счет абонентов.
Заявления, сделанные операторами на федеральном уровне, вызвали неподдельный интерес у контролирующих органов. 27 июля Министерство информационных технологий и связи РФ поручило Россвязьнадзору разобраться в правомерности введения оплаты за соединение. По мнению самого министерства, делать это операторы не имели права.
Официальной реакции Россвязьнадзора пока не последовало, однако операторы решили подстраховаться — так, «Билайн» уже официально заявил, что вводит не плату за соединение, а так называемую степовую тарификацию, когда первая минута стоит дороже всех последующих.
— Такой принцип тарификации уже действовал на некоторых наших старых тарифных предложениях, например «Бум» или «Проще говоря», — утверждает менеджер по маркетингу и рекламе Омского филиала ОАО «ВымпелКом» Сергей МАЦУК. — Как мы и говорили ранее, наши действия — это реакция на новые рыночные условия и на введение принципа «платит звонящий».
Несколько иной позиции придерживаются в ОАО «МТС». Здесь и не скрывают, что вводят именно плату за соединение.
— С юридической точки зрения все наши действия абсолютно законны, — утверждает директор по маркетингу ОАО «МТС» в Омске Евгений КОДАЧИГОВ. — Поскольку в соответствии с действующим законодательством о связи сотовый оператор устанавливает тарифы самостоятельно, уведомляя об этом абонентов в порядке, предусмотренном законом и договором. При этом оператор вправе сочетать различные виды тарификации, в том числе абонентскую, повременную, а также плату за каждую услугу связи — что мы, собственно, и сделали.
При этом, по словам Евгения КОДАЧИГОВА, компания готова к любым проверкам Россвязьнадзора и Федеральной антимонопольной службы, и ждет от них только официального запроса.
Что изменится
Как бы то ни было, и для абонентов МТС, и для абонентов «Билайна» первая минута разговора станет дороже на 50 копеек. Правда, изменения коснутся не всех тарифов. По словам Сергея МАЦУКА, степовая тарификация не будет введена на рублевых тарифах компании, на корпоративных и безлимитных тарифах, а также на тарифах с включенными минутами. Вместе с тем новый принцип тарификации уже введен на тарифном плане «Бум». На большинстве долларовых тарифных планах первая минута подорожает с 10 августа. А завершится пересмотр тарифов, по словам Сергея МАЦУКА, 17 августа.
В МТС анонсировали введение платы за соединение с 12 августа. 50 копеек дополнительно за каждый звонок придется платить абонентам всего семейства тарифов «Джинс», а также тарифов «Оптима», «Таймер» и «МТС. Свободный». Кроме того, новый принцип тарификации коснется и части архивных корпоративных тарифных планов — таких как «Бизнес 25», «Бизнес 40» и «VIP 1000».
У обоих операторов остается неизменной стоимость разговоров в роуминге, а также при совершении междугородних и международных звонков.
Что касается третьего омского GSM-оператора — «Теле2», его вся шумиха по поводу введения платы за соединение пока обошла стороной. По словам коммерческого директора ЗАО «Сибирская сотовая связь» Евгения СИНЕЛЬНИКОВА, в настоящий момент компания заняла выжидательную позицию.
— В ближайшее время у нас появится рублевый тариф, но будет ли там плата за соединение, я вам пока сказать не могу, — заявил он корреспонденту «КВ».
Что касается действующих тарифов, то пока никакой определенности здесь нет. Как утверждает Евгений СИНЕЛЬНИКОВ, «пока введения платы за соединение компания не планирует, но опять же здесь все будет зависеть от ситуации на рынке». Впрочем, заверил он корреспондента «КВ», как минимум на момент выхода номера в печать тарифы останутся на прежнем уровне.
Чем меньше — тем дороже
При этом и представители «Билайн», и представители МТС отмечают, что, по их расчетам, расходы абонентов с введением новых принципов тарификации не вырастут.
— По нашим расчетам, введение подобного изменения в сочетании с отменой платы за входящие звонки позволит нам сохранить сбалансированность интересов наших абонентов и не приведет к увеличению расходов на сотовую связь, — считает Сергей МАЦУК. — Те же, кто по каким-то причинам не готов использовать тарифы с указанными нововведениями, могут выбрать тариф из новой рублевой линейки.
— Озвученный нами размер платы за соединение был рассчитан исходя из принципа неувеличения общих расходов на мобильную связь большинства наших абонентов по сравнению с расходами до введения принципа «платит звонящий», — согласен с коллегой Евгений КОДАЧИГОВ.
Тем не менее, несложно подсчитать, что расходы не увеличатся только у тех, в чьем трафике преобладают входящие вызовы. Причем не просто входящие, а входящие с городских. По оценке Сергея МАЦУКА, такие разговоры составляют всего 5% от общего объема формирующегося в сети «Билайн» трафика. Не особо вырастут расходы и у многоговорящих абонентов — тех, у кого средняя продолжительность разговора составляет 2-3 минуты и более. А вот короткие разговоры, состоящие из одной-двух фраз, вроде «я задерживаюсь» или «перезвони мне», станут попросту невыгодными — если раньше такой разговор обходился абоненту, как правило, не дороже 50 — 70 копеек, то теперь такие звонки подорожают чуть ли не в два раза.