Решение Региональной энергетической комиссии перевозчики восприняли по-разному. По словам президента Омского содружества автоперевозчиков Владимира ГЕВОРГЯНА, на маршрутах протяженностью свыше 20 км повышение тарифа целесообразно.
— Конечно, для пассажиров это неприятно, но за последнее время газ подорожал почти в два раза, увеличилась и стоимость запчастей, и возить пассажиров на длинных маршрутах за восемь рублей стало просто невыгодно, — утверждает господин ГЕВОРГЯН.
Сам предприниматель, по его словам, повысил тариф только на одном маршруте — 306-м (от пос. Чкаловского до «Ермака»). При этом ряд принадлежащих ему маршрутов по-прежнему удерживает шестирублевый тариф и повышать его предприниматель не намерен.
По словам Владимира ГЕВОРГЯНА, нет никакого противоречия между введением нового тарифа и обязательствами, которые приняли на себя перевозчики, выигравшие конкурс по распределению маршрутов. Горсовет исключил из положения о проведении конкурса такой показатель, как тариф, и эта норма распространяется не только на тех, кто только будет принимать участие в конкурсе, но и на тех, кто его уже выиграл.
— Лично я перезаключил договор с департаментом транспорта еще 1 июня. И размер тарифа в новом договоре никак не оговорен. Насколько я знаю, подобные договоры заключались со всеми, кто выиграл конкурс. Поэтому помешать повысить тариф перевозчикам никто не может. Другое дело, что они сами должны определять, насколько это целесообразно экономически, — считает господин ГЕВОРГЯН.
Иного мнения придерживается председатель правления Омского союза автоперевозчиков Андрей ФЕДОРОВ. По его словам, даже если в договоре размер тарифа не прописан, существуют обязательства перевозчиков перед пассажирами и администрацией.
— Если я выиграл конкурс только потому, что предложил более низкий тариф, какое я имею право теперь его повышать? — задается вопросом господин ФЕДОРОВ.
Вместе с тем, по утверждению Андрея ФЕДОРОВА, к нему уже обратились около десяти предпринимателей, пока не повысивших тариф, которые утверждают, будто бы им звонят из департамента транспорта и угрожают неприятностями, в случае если они не поднимут тарифы. Хотя, по мнению ФЕДОРОВА, им это не особо выгодно — ведь при равной цене на проезд на муниципальном транспорте и у частных перевозчиков, понятно, что выбор пассажиров будет сделан в пользу последних. По всей видимости, понимают это и в департаменте транспорта.
С Андреем ФЕДОРОВЫМ согласен и президент Ассоциации транспортных компаний «Автолайн» Иван МЕНЯЙЛОВ, который считает, что повышение тарифа до десяти рублей ни к чему, кроме оттока пассажиров не приведет.
— Мы призываем членов ассоциации не повышать тарифы, однако данными о том, кто сделал это, а кто нет, я не располагаю. Потому что сейчас на рынке царит полная неразбериха, — сетует господин МЕНЯЙЛОВ.
Несколько более осведомлен Андрей ФЕДОРОВ: по его данным, на сегодняшний день из полутора тысяч «газелей» тариф увеличили примерно 400-500. Причем большая их часть приходится на автомобили ПАТП-9 и издательского дома «Вечерний Омск», для которых тариф был увеличен «в приказном порядке». Однако и господин ФЕДОРОВ затруднился назвать, кто из членов его союза увеличил тариф, а кто нет.
Неразбериху на рынке, по словам Владимира ГЕВОРГЯНА, усугубляет еще и тот факт, что с введением нового тарифа на городских улицах вновь появились перевозчики, не прошедшие конкурс. И силовые методы, которые сотрудники ГИБДД так успешно применяют к законопослушным перевозчикам, похоже, на них не действуют.