«Я не зря ставил вопрос об освобождении работников»
Правительство Омской области рассмотрело представленный министром образования Омской области Валерием НИКИТИНЫМ отчет министерства о подготовке образовательных учреждений к 2006/2007 учебному году и реализации приоритетного национального проекта в сфере образования на территории Омской области, распорядившись полностью переработать соответствующий проект распоряжения.
Начав отчитываться, НИКИТИН сообщил, что одним из приоритетных направлений министерства при подготовке учреждений образования к новому учебному году было обеспечение доступности образовательных учреждений, включающее пожарную безопасность, испытание систем энергоснабжения, установку кнопок тревожной сигнализации ограждения территорий. В 2006 году из областного фонда муниципального развития было выделено 283 млн рублей на оснащение муниципальных образовательных учреждений системами автоматической пожарной сигнализации и извещателями.
— На сегодняшний день работы по установке автоматической пожарной сигнализации завершены во всех муниципальных образованиях, — сказал министр образования. — К началу учебного года ими оборудованы 690 муниципальных учреждений и 28 государственных учреждений профессионального образования...
— Валерий Яковлевич, то, о чем вы говорите, — это вопрос внеочередного заседания антитеррористической комиссии, — перебил его губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Я хотел бы, чтобы вы не останавливались на пожарной сигнализации, а рассказали о реализации всех направлений национального проекта, связанных с модернизацией учебного процесс, а и тому подобном.
— Значит, пожарную безопасность — на заседание комиссии, — продолжил НИКИТИН. -Второе направление — создание необходимых условий для обучения и воспитания детей. То ест, замена ветхих и аварийных зданий, соблюдение нормативов по освещенности классов, водоснабжению...
— Мы же договорились, об этом не упоминать, — сказал глава области. — Вам написали- и вы читаете. Оторвитесь от этого.
— Хорошо, Леонид Константинович, — согласился министр образования.
Он рассказал о горячем питании в школах, о тенденции роста количества молодых учителей в образовательных учреждениях, о повышении квалификации педагогов, оснащении школ компьютерами, учебниками и многом другом. НИКИТИН акцентировал внимание на том, что 53 школы из 30 муниципальных образований подтвердили свое закрытие.
— А это, вместе с оптимизацией, влечет за собой не только сокращение малокомплектных учреждений образования, но и увеличение дошкольных учреждений, в которых есть очень серьезная потребность, и, конечно, в учреждениях специально-коррекционного образования, детских домах, — сообщил он. — От реализации национального проекта мы ждем, что на один компьютер будет 20 обучающихся. Пополним библиотечный фонд, будем обеспечивать школы лабораторным оборудованием.
Министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр ЛУППОВ поинтересовался, в частности, какова позиция министерства образования в отношении закрытия малокомплектных школ.
— Закрытие малокомплектных школ — в компетенции схода граждан и муниципальных образований, — пояснил НИКИТИН. — Позиция губернатора и нашего министерства однозначна — максимально уменьшить риск закрытия таких школ, поэтому у нас нет системы давления. Вообще, только за 2006 год мы потеряли 18 тысячи учащихся, а если посмотреть данные за последние 5 лет, то эта цифра составляет 97,8 тысяч человек. Демографическая ситуация накладывает свой отпечаток. Школы закрываются там, где нет учащихся.
Были заданы и другие вопросы, после чего итоги доклада подвел глава области.
— Я не знаю, как вы, но мне кажется, что в отчете мы услышали меньше, чем хотелось бы, — сказал он. — Сообщение не отвечало убедительной логике реализуемых дел. Вы, Валерий Яковлевич, испытываете серьезнейшее затруднение с определением характера, целей, задач и состояния процессов образования, происходящих в муниципальных образованиях.
Аппарат министерства до предела раздут и обюрокрачен. Кроме того, я не случайно ставил перед вами вопрос об освобождении от работы тех, кто по долгу службы был связан с системой детских домов и детей-сирот. Сказать, что с детьми обращались хуже злых мачех, значит, ничего не сказать.
Губернатор сообщил, что в отчете хотелось бы услышать не только об установке пожарных сигнализаций, о котельных, так как это обязательная работа по подготовке школ к новому учебному году. И она не зависит от того, реализуется национальный проект или нет. Главный вопрос — повышение зарплаты учителям. Поскольку у области нет дополнительных ресурсов на данное увеличение, то необходимо вести строгую систему оптимизации учреждений, соблюдать нормативы, производить расходы строго по целевому назначению.
— Я считаю, что наш проект, Евгений Михайлович, надо сделать шире, чтобы он не был чисто формальным, — заявил ПОЛЕЖАЕВ. — Надо указать на недостаточную работу и потребовать выполнения всех пунктов. Отдельно обращаю внимание на факты нецелевого использования бюджетных средств. Они есть в системе министерства, есть практически в каждом муниципальном образовании. Это недостаточная работа контрольно-ревизионного аппарата министерства. Все начинается с малого. Если упускать такие вещи, то они будут вырастать в вопиющие факты.
Это касается образования и особенно здравоохранения, потому что деятельность этих органов находится на виду, проходит через людей. Не надо тешить себя мыслями, что вы обладаете особыми тайнами, которые никому не доступны. Они доступны. Если вы купили машину начальнику образования или в собственный гараж, а у вас в зале встают и говорят, что нет бензина, чтобы заправить автобус и привезти детей в школу, то эти два вопроса сразу стыкуются.
В итоге в распоряжении решили отметить отдельным пунктом вопрос о финансовой дисциплине и о разработке отдельной программы по дошкольному образованию, распорядившись полностью переработать соответствующий документ с учетом всех замечаний.
— Удивляюсь, почему руководство аппарата правительства пропускает такие решения для обсуждения, — возмутился глава области. — Это к вам вопрос, Александр Васильевич. Это формальный подход, лишь бы вовремя бумага была подана на рассмотрение заседания правительства. Это уже не первое замечание, которое я делаю в ходе обсуждения разных вопросов.
«Мы обескровим предприятие»
Правительство Омской области приняло проект распоряжения о ликвидации Государственного аптечного учреждения «Большеуковская центральная районная аптека № 44». Как пояснил начальник ГУ по фармацевтической деятельности и производству лекарств Омской области Сергей ШАКИН, ранее было принято решение о закреплении на праве хозяйственного ведения за ГП «Омское лекарство» помещения, в котором в настоящее время располагается ликвидируемое аптечное учреждение. Оно утратит самостоятельность, но обеспечение населения лекарственными средствами будет продолжено предприятием посредством создания единой государственной аптечной сети.
Завершив рассмотрение вопроса, Леонид ПОЛЕЖАЕВ обратил внимание на ситуацию, сложившуюся в ГП «Омское лекарство».
— Евгений Михайлович, ситуация сложилась так, что лимиты Фонда медицинского страхования, по сути, исчерпаны, — констатировал глава области. — Дефицит сложился, и надежд на то, что фонд будет пополняться, мало. Но сегодня из оборотных средств «Омского лекарства» на оплату закупленных лекарств отвлечено
более 50 млн рублей. Это большая цифра. Мы просто обескровим предприятие и придем в тупик.
Мы можем дать беспроцентную ссуду, но должны быть уверены в том, что Минздрав РФ погасит наши затраты. Такая ситуация по всей России. У нас еще более-менее нормальная ситуация. Однако еще четыре месяца до конца года. У нас все это связано с «Протеком», удорожанием лекарств. Поэтому поручаю Евгению Михайловичу, областному минздраву, управлению фармацевтической деятельности, «Омскому лекарству» решить этот вопрос. Надо все посмотреть и посчитать.
«А зачем он нам в собственности?»
По предложению министра имущественных отношений Омской области Александра СТЕРЛЯГОВА, правительство утвердило проект распоряжения о передаче в безвозмездное пользование на неопределенный срок Омско-Тарской епархии храм и газовую котельную общей площадью 247 кв. м, расположенные в Исилькуле. Это имущество, находящееся в казне Омской области, передается для использования. Его содержание будет осуществляться за счет средств епархии.
— Мы ничего не нарушаем? — поинтересовался губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ.
— Мы определяем балансодержателя, — ответил СТЕРЛЯГОВ.
— То есть он у нас остается в собственности и мы просто передаем его в безвозмездное пользование? — уточнил глава области. — Хорошо, принимаем решение. А вообще, зачем он нам в собственности — этот храм?
— Сейчас мы закрепляем пока имущество, а потом будем определяться, — сказал министр имущественных отношений.
Материалы подготовил Игорь СЕРГЕЕВ