Жизнь первому дальнему газопроводу страны дала Елшано-Курдюмская газоносная площадь в Саратовской области. Предположения о наличии в этом регионе газонефтяных месторождений советские ученые-геологи выдвинули в 30-х годах прошлого века. Тогда же и начались первые геологические изыскания. Первый газовый фонтан забил неподалеку от поселка Тепловка в 1940 году. Еще год спустя геологи заложили первую эксплуатационную скважину в районе поселка Елшанка, суточная продуктивность которой составила 800 тысяч кубометров природного газа. Работы продолжались интенсивно, и в 1942 году в районе поселка Елшанка уже были обустроены скважины с дебитом почти 2 млн кубометров газа в сутки. Тогда месторождение и вступило в промышленную разработку.
В январе 1943 года елшанский газ пришел в Саратов. Сначала электростанции города получили надежную топливную базу, а вскоре на местный газ перешли и ведущие промышленные предприятия. В конце 1944 года Государственный Комитет Обороны СССР принимает решение о необходимости строительства первого дальнего газопровода «Саратов-Москва». Построен он был ударными темпами. И уже с июля 1946 года Москва начала ежесуточно получать по 800 тысяч кубометров спасительного для столицы саратовского газа, который и позволил отказаться от завоза миллиона кубометров дров, 650 тысяч тонн угля, 150 тысяч тонн керосина и 100 тысяч тонн мазута, которые были необходимы для обогрева 15 тысяч столичных квартир.
Магистральный газопровод «Саратов-Москва» не только сэкономил весьма значительные ресурсы для столицы, но и стал опытным полигоном, на котором отрабатывались новые методы, неизвестные до того технологии. Десятки заводов машиностроения, приборостроения, электропромышленности и других отраслей изготовили почти 9 тысяч наименований различного оборудования и материалов, необходимых газопроводу. Именно при его строительстве был впервые применен поточно-скоростной метод ведения линейных работ, на нем испытывались строительные механизмы и приспособления для трассовых операций, газосварочные агрегаты. Впервые на практике была проверена сварка встык труб высокого давления с толщиной стенки 6,25 мм. Строители возвели шесть поршневых компрессорных станций общей мощностью 35 тысяч лошадиных сил. Именно тогда были заложены основы для создания в стране новых типов газоперекачивающих агрегатов.
На строительстве газопровода «Саратов-Москва» ученые и специалисты проложили путь к современной технологии строительства и эксплуатации магистральных газопроводов высокого давления, определили главные направления в создании специальной техники, обучили кадры строителей и эксплуатационников. На этой магистрали был накоплен бесценный опыт, который потом обогатился при создании таких газовых магистралей, как «Ставрополь-Москва», «Средняя Азия-Центр», «Бухара-Урал», «Сияние Севера», «Уренгой-Помары-Ужгород». Этот опыт и традиции востребованы и сегодня, когда Газпром ведет строительство трансконтинентальных газовых магистралей «Ямал-Европа», «Россия-Турция», «Северо-Европейский газопровод». А газопровод-ветеран, честно отработавший все эти годы, продолжает работать до сих пор. Хотя само Елшано-Курдюмское месторождение, ставшее его ресурсной базой, уже иссякло.
Последующие 40 лет судьба первого газопровода была связана с деятельностью Югтрансгаза. Когда в 60-е годах были открыты крупнейшие месторождения природного газа в Узбекистане и в Туркмении, в 1966 году руководство страны приняло решение о строительстве первой очереди магистрального газопровода «Средняя Азия-Центр» протяженностью свыше 2 000 км и с пропускной способностью 10,5 млрд кубометров газа в год. Саратов становится центром этого масштабного строительства, а на базе дирекции строящегося газопровода было создано затем газотранспортное управление «Саратовтрансгаз», которое трансформировалось в Главное управление «Югтрансгаз».
Первую очередь грандиозного объекта намечали сдать в 1968 году, но она вступила в действие еще раньше — в 1967 году. Новый газопровод стал питать ряд уже действующих газовых магистралей. В том числе «Саратов-Горький-Череповец», «Северный Кавказ-Центр», «Шебелинка-Канаково». Газопровод «Средняя Азия-Центр» стал важнейшим этапом развития не только газовой промышленности страны, но и всей ее экономики. Ввод этого объекта позволил улучшить газоснабжение Московской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской и ряда других областей. Прокладка газопровода ускорила и процесс освоения малообжитых и пустынных районов, где одновременно с газопроводом строились сотни тысяч квадратных метров жилья и социальных объектов.
Много лет предприятие «Югтртансгаз» осуществляло транспортировку газа, который поступал из месторождений Туркмении, Узбекистана, Казахстана, Оренбуржья и северной части России. Этот газ поступал затем в системы центральных и украинских газопроводов, а также шел на экспорт в страны Европы. С образованием СНГ часть газопроводов Югтрансгаза была передана национальным газовым компаниям в новых суверенных государствах, а также газотранспортным предприятиям в Волгограде и Самаре. А по газопроводу-первенцу, которому в этом году исполнилось 60 лет, до сих пор подается газ жителям городов и сел Саратовской и Тамбовской областей.