Полезно ли иметь бизнес-план? Пол БАРРОУ приводит результаты исследования, проведенные Университетом Крэнфилда. Выяснилось, что у 75% компаний в первый год их существования не было бизнес-плана. Доля банкротств в этой группе составила около 40%. В то же время выяснилось, что у 95% компаний, которые проработали более пяти лет, бизнес-план был. Доля банкротств в этой группе не превысила 5%. Конечно, это еще не доказывает, что фирмы, не имеющие плана, обязательно разорятся, но все же означает, что иметь его полезно.
Процесс составления бизнес-плана по версии Пола БАРРОУ основан на десяти шагах. Необходимо:
— определить, для чего он нужен,
— объяснить деловую идею,
— сформулировать цели и то, как их нужно решать,
— рассчитать основные показатели: рентабельность, денежный поток, потребность в финансировании,
— показать, хорошо ли вы знаете рынок, конкурентов и продукцию или услуги,
— определить ресурсы, необходимые для достижения целей,
— проверить план на реалистичность и сделать его устойчивым к колебаниям рынка,
— решить, как вы будете информировать о плане, выполнять его и управлять компанией,
— тщательно проверить весь план, чтобы убедиться, что сделано все необходимое,
— выполнить план и, если обстоятельства изменились, начать этот процесс заново.
Структура книги отражает этапы процесса планирования, а приложение содержит формы для составления финансовых прогнозов и предметный указатель. Но самое главное в том, и об этом предупреждает автор, что предпринимательский азарт не должен исключать изрядную долю терпения: в реальности ни одного шага пропустить нельзя, как бы ни хотелось.