Пережив в конце прошлого тысячелетия процедуру банкротства, которая закончилась мировым соглашением, Калачинский мехзавод взял курс на обновление и модернизацию производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции. Одним из основных направлений стало производство тракторных прицепов грузоподъемностью 1,5; 2,5; 4; 4,5; 6; 6,5 тонны. Прицепы поставляются по всей России, во все страны СНГ, Литву, Грузию. В прошлом году партия 6,5-тонных прицепов была продана в Швейцарию, нареканий оттуда не поступало.
На шасси тракторных прицепов на мехзаводе устанавливают емкости для питьевой и технической воды, а также бытовки, прорабские и душевые кабины для строителей и нефтяников. Пытались на заводе делать и сами бытовки, но не смогли обеспечить требований заказчиков по евродизайну. Да и отдаленность Калачинска от конечных заказчиков — вахтовиков сыграла свою роль — производство бытовокналажено поближе к вахтовым поселкам.
Еще одним перспективным направлением стал выпуск техники для кормопроизводства и кормораздатчиков. Кормораздатчики КТП-10 «Иван» и КТП-6, которые раздают корма на животноводческих фермах, пользуются спросом у сельхозпроизводителей и поставляются по всей стране. Кроме них выпускаются раздатчик концентрированных кормов КУТ-4 и сеноподборщик с объемом кузова 45 кубометров. Разработан и передан на испытания передвижной кормоцех КП-8, который измельчает и раздает корма. Эта технология выращивании животных в настоящее время пользуется популярностью.
С советских времен на мехзаводе выпускаются техника для ветеринарии -дезинфекционные установки на шасси автомобиля ГАЗ. В настоящее время разработана документация и исвоено изготовление данной установки на всех типах отечественных автомобилей — ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ. Проведена модернизация автодезустановки системы доктора ветеринарных наук, профессора Николая КОМАРОВА (ДУК-1). ДУКи устанавливаются на шасси и комплектуются фумигаторами и огнеметами. В связи с эпидемией птичьего гриппа количество заказов на ДУКи в начале 2006-го года возросло. Однако это временное явление и в настоящее время количество заказов сократилось, потому что, если верить отчетам эпидемиологов, птичий грипп у нас побежден.
Новым направлением для мехзавода стало производство техники для уборки зерновых. По соглашению с Петропавловским заводом сельхозмашин в Калачинске наладили выпуск прицепной жатки ЖВП-9,1 «Марья». «Марьи» в нынешнюю уборочную страду хорошо зарекомендовали себя на полях нескольких районов Омской области, поэтому на заводе рассчитывают на новые заказы.
Всего на мехзаводе выпускают более 30 наименований продукции для села. За счет хорошего соотношения цены и качества завоевываются новые рынки сбыта. Калачинская техника активно продается в Краснодарский край, на Урал и в Белоруссию. Чтобы удерживать завоеванные позиции, нужно модернизировать производство, только вот средств на это недостает. За последние годы завод приобрел новые вальцы, токарные станки и гильотину для резки металла, по лизингу взял сварочное оборудование. А вот на лазерную резку денег не хватило, хотя благодаря ей можно было бы уйти от ряда заготовительных и токарных работ.
Сдерживается развитие производства и нехваткой кадров. На заводе ощущается острый дефицит токарей, фрезеровщиков, сварщиков, конструкторов. Запущена заводская программа по привлечению кадров, цеха укомплектованы учениками по всем специальностям, только вот отсев очень велик. Из 10 учеников на заводе, выучившись, остаются в лучшем случае 1 — 2. У молодежи завышенные запросы — все хотят получать много и сразу, еще толком ничему не научившись.
Для организации отдыха заводчан в 2004-м году мехзавод взял в аренду на 49 лет заброшенный детский оздоровительный лагерь «Аэрофлот» в Красноярке. В течение полутора лет в него было вложено больше 1 млн заводских рублей, велись работы по его восстановлению для обеспечения круглогодичного отдыха. Но в прошлом году администрация Омского района продала «Аэрофлот» на аукционе, позабыв рассчитаться с инвестором-арендатором. Сейчас мехзавод пытается вернуть то, что вложил в лагерь, через суд, но его работники и их дети остались без места для отдыха.
— В этом году выставки Омсксельмаша и «Агро-Омск» подтвердили, какой рывок в сельхозмашиностроении сделали предприятия Омской области, — уверен генеральный директор мехзавода «Калачинский» Виллий ИСКАМ. — Мы не рисуем радужные перспективы, а ставим конкретные цели и пытаемся двигаться дальше. Ведем перспективные переговоры с компаниями из Китая и Германии, но пока делать какие-то прогнозы преждевременно. Наша ценовая политика позволяет нормально чувствовать себя на рынке, но главное — не расслабляться и стараться не только удержать, но и расширить наш сегодняшний рынок сбыта.
В конце 80-х вдоль железнодорожных путей по всему Калачинску стояла длинная вереница тракторных прицепов, которые не успевали отправлять заказчикам. Теперь такой проблемы нет — на мехзаводе четко и оперативно выполняют любые заказы, только вот по сравнению с советскими временами их стало гораздо меньше. Как знать, может, калачинскими «Иванами» да «Марьями» когда-нибудь и будет «гордиться вся страна».