Все рубрики
В Омске воскресенье, 15 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Сергей КРУГЛОВ, генеральный директор ОАО "Омский аэропорт": "Федоровки не будет никогда"

15 ноября 2006 10:28
0
2076

"За последние годы я понял, что Федоровка — это «миф о загробной жизни», как говаривал Остап Бендер"

В прошлом номере «КВ» появилось интервью с директором ГУП Омской области «Дирекция по строительству объектов аэропорта „Омск-Федоровка“ Михаилом БЕРМАНОМ, в котором говорилось о возможных перспективах достройки Федоровки. На это интервью откликнулся генеральный директор Омского аэропорта Сергей КРУГЛОВ, которого считают главным противником строительства Федоровки:

— Мне понравилось, что Михаил БЕРМАН честно признался, что не строил аэропорты. Только надо было добавить, что и не собирается строить. Да и призван он не для строительства нового аэропорта, а для «решения имущественных вопросов». То, что БЕРМАН умеет их решать, проявилось на Сибзаводе, от которого скоро ничего не останется. У него конкретная и четкая задача — выселить действующий аэропорт, освободить наши 600 га под застройку. Это же мечта любого застройщика — столько территории со всеми коммуникациями и без сноса.

За последние годы я понял, что Федоровка — это «миф о загробной жизни», как говаривал Остап Бендер. Не знаю, у кого нашел БЕРМАН поддержку в Росавиации, но ее руководитель Александр ЮРЧИК открыто заявлял, что на строительство Федоровки не даст ни копейки, потому что она просто не нужна. Федоровки не будет никогда, возможно, когда придет время, новый аэропорт построят в другом месте. Наш отраслевой институт «Ленаэропроект» дал заключение, что взлетно-посадочная полоса Федоровки непригодна для эксплуатации, а все нынешние сети нужно менять. На достройку Федоровки потребуется не менее 15 млрд рублей, а потом придется ежегодно дотировать ее из бюджета по 300 млн в течение многих лет. Не могу представить себе инвестора, который будет вкладывать деньги в заведомо убыточное предприятие.

В 1991 году в России было 1 553 аэропорта, сейчас осталось лишь 383, из них только 43, в том числе омский, работают устойчиво и прибыльно. Мне никак не понять, зачем надо гробить прибыльный аэропорт, чтобы построить убыточный. А с тем, что Федоровка будет убыточна, согласны даже ее ярые сторонники. По расчетам, чтобы омскому аэропорту выйти на уровень объема авиаперевозок 1991 года при 5-процентном ежегодном приросте объемов авиаперевозок необходим 31 год. А у нас пока спад — 6% в год, какая уж тут Федоровка.

Высокая стоимость керосина и низкие российские зарплаты неизбежно ведут к сокращению количества авиапассажиров. Месячной среднероссийской зарплаты россиянину хватит чтобы пролететь на самолете четыре часа. Авиация постепенно превращается в дорогую игрушку для очень незначительной части населения. Омский аэропорт не раз выходил с предложением добавить новую авиакомпанию с рейсом на Москву. Мы готовы обеспечить дополнительное количество рейсов, авиакомпании уже летающие из Омска — против прихода конкурентов, ведь тогда цены снижать придется. Если есть разногласия между аэропортом и авиакомпаниями, третейским судьей выступает администрация региона. На запрос Росавиации пришел ответ за подписью заместителя министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области Михаила ДУБРОВИНА: «Считаем, что приход еще одного авиаперевозчика на рейс Омск — Москва нецелесообразен». В Росавиации понедоумевали по поводу такой позиции, но настаивать не стали.

Главной из причин выноса действующего аэропорта называют опасность полетов над городом. Мне нравится, что у губернатора волнует безопасность полетов при пролете над городом. Но еще в 2001 году мы могли бы их прекратить полеты над городом, причем, не беря ни копейки из бюджета. Омский аэропорт подготовил проект удлинения взлетно-посадочной полосы и готов был реализовать его на свои деньги. В результате самолеты над городом вообще бы не появлялись. Но нам не дала разрешения СЭС и до сих пор не дает. Главный санитарный врач Омска Борис ФРИДЛЯНД дал заключение: «Удлинение взлетно-посадочной полосы повлечет за собой резкое ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в Омске». Правда, так и осталось непонятным, за счет чего.

Если сейчас Роспотребнадзор согласует удлинение полосы,то уже в будущем году самолеты пролетать над Омском не будут. Правда, в 2001 году удлинение обошлось бы в 27 млн рублей, а нынче на него потребуется больше 100 млн из-за резкого подорожания материалов, особенно битума. При длинной полосе мы сможем изменить структуру принимаемого самолетного парка, появятся лайнеры большей вместимости, что приведет к снижению стоимости авиабилетов.

В 2001-м мы капитально отремонтировали взлетно-посадочную полосу, а вот рулежки и перрон не ремонтировались с 1982 года. Чтобы их отремонтировать, нас включили в федеральный бюджет, собирались выделить 371 млн рублей. Но из нашей областной администрации пришло прошение, чтобы эту строчку из бюджета убрали, мотивация -скорая достройка Федоровки. В результате наши деньги достались другим аэропортам. Между прочим, поборники Федоровки то ли не знают, то ли забывают, что при взлете с нее самолеты будут взлетать на нефтезавод. Случись что — никому мало не покажется.

Одним из путей решения проблемы БЕРМАН называет приобретение госпакета акций Омского аэропорта. Но по этому вопросу ему никогда не найти общего языка с Росимуществом. Дело в том, что Омский аэропорт входит в список стратегических предприятий, поэтому продажа его акций запрещена законом. Правда, сейчас предпринимаются попытки исключить нас из списка стратегических предприятий. Статус стратегического предприятия гарантирует финансирование из федерального бюджета. Непонятно, почему дотационной Омской области не нужны лишние федеральные деньги.

Меня поражает, до какой степени дилетантский подход у тех, кто занимается Федоровкой. Нет нормального технико-экономического обоснования ее строительства, зато уже презентуются инвестиционные предложения и стратегия ее развития. При этом никаких консультаций со специалистами по аэропортам не проводится. Это равносильно тому, как я бы подготовил стратегию развития омского балета, ничего в этом не понимая. А может, не надо гробить нормально работающее прибыльное предприятие, которых в Омске не так много осталось?

Вот взять социальные вопросы. У нас зарплата в 1,5 раза выше, чемв среднем по Омску, и в несколько раз выше, чем в Любинском районе, где расположена Федоровка. Если новый аэропорт будет дотироваться из бюджета, то зарплаты его сотрудников, согласно бюджетному законодательству, просто не смогут быть высокими. Так кто же из наших специалистов пойдет туда работать в таком случае? В случае закрытия Омского аэропорта будет закрыт и филиал ЗапСибаэронавигации, в котором работают 200 специалистов. При запуске Федоровки оборудование управления воздушным движением, включая локаторные позиции, останется в Омске, а диспетчеры будут управлять полетами из Новосибирска.

Цель строительства, теперь уже абсолютно очевидно, не безопасность полетов, а именно земля. Здесь очень примечателен пример наших соседей, как отрицательный вариант непродуманных решений. Аэропорт Новосибирск-Северный, находящийся в стадии банкротства, приобрели местные коммерсанты. Приобрели не для того, чтобы заниматься авиацией, а для использования земли под коттеджную и коммерческую застройку. Ведь прибыль от строительства, как утверждают газеты, превышает прибыль от торговли наркотиками. Но когда они попытались реализовать свои планы, им сказали: стоп. Если предприятие авиационной направленности перестанет существовать, земля будет выставлена на аукцион. Для них это было как гром среди ясного неба, потому что векселей под аэропортовые земли, похоже, было роздано немало. Что же касается приобретения аэропорта для авиадеятельности, то это не слишком привлекательно для инвесторов. Новосибирский аэропорт Толмачево пытаются продать с 2002 года, только вот покупателей почему-то нет. А вокруг нас ходят, как коты возле сметаны, чтобы получить землю под застройку, но не понимают, что аэропортовская земля — федеральная.

Сейчас заканчивается межевание наших земель, после чего будем арендовать их у Российской Федерации. Кадастровая стоимость гектара нашей земли на окраине Омска почему-то в три раза выше, чем в центре Новосибирска. Мы просили горсовет освободить нас от уплаты земельного налога, но нам отказали. В конечном итоге этот налог привел к подорожанию авиабилетов и снижению пассажиропотока. А вот Толмачево практически освобождено от земельного налога и поэтому более конкурентоспособно, в результате стоимость авиабилетов там ниже, чем в Омске.

Росимущество собирается выставить на продажу незавершенные строительством объекты Федоровки по цене в районе 1 млрд рублей, причем никак не ограничивая их дальнейшее использование. На торгах их цена может и возрасти, так что Омская область, которой принадлежат 5,7% Федоровки, с лихвой вернет средства, вложенные в ОАО «Омск-Федоровка». Выделенные из областного бюджета за четыре года 23 млн рублей были потрачены на содержание дирекции, сметы утверждались министром промышленной политики, транспорта и связи Александром ЛУППОВЫМ. Недостроенную Федоровку можно использовать как логистический центр, ну а если кто-то соберется построить там аэропорт, что ж, будем конкурировать.

Я не понимаю, почему противопоставляют федеральную и областную собственность, ведь и та и другая — государственная. Мне кажется, что губернатора кто-то здорово подставляет с Федоровкой, убеждая его в том, что из Федоровки скоро начнут летать самолеты. Сначала назывался 2004 год, потом 2008-й, а сейчас уже говорят о 2012-м. Меня окрестили главным врагом Федоровки, но я всего лишь выражаю мнение собственника Омского аэропорта, провожу в жизнь политику Российской Федерации. В областном же минпроме никто экономикой не занимается, а пытаются доказать, что выгодно угробить прибыльное предприятие, чтобы дотировать убыточное.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.