Спрос
Наибольшим спросом у омичей пользуется привозная ювелирная продукция. Около половины ювелирных изделий поставляется из Москвы (причем 50 % из них — иностранного производства, чаще других — Италия, Турция и Таиланд, 25 % — из Костромы и еще 25 % — с Урала).
К единому мнению эксперты приходят в том, что чаще покупки совершаются в низком ценовом сегменте — то есть до 1 500 рублей, иногда — до 3 000 рублей за одно ювелирное изделие. Даже люди с достатком стараются покупать ювелирные изделия подешевле, но количественно больше.
Ценовая политика ювелирного магазина напрямую зависит от ассортимента. К примеру, в салонах сети «Россювелирторг», расположенных в таких торговых комплексах, как «Каскад» или «Пять звезд», наряду с традиционными серьгами, кольцами и цепями продается элитная продукция, иностранная в том числе. Отсюда и соответственные цены.
Из дополнительного ассортимента магазина, то есть столового серебра или элитной бижутерии, омичи приобретают в два раза меньше, чем золотых или изделий с драгоценными камнями, оформленных в золоте. Из камней наиболее предпочтительным сегодня остается бриллиант. Всегда в цене изумруды и рубины. В целом же эксперты отмечают довольно низкий уровень покупательной способности в нашем регионе.
«Ювелирные изделия иностранного производства лучше все-таки приобретать за границей. Выгода для покупателя налицо», — говорит товаровед ОАО «Жемчужина» Людмила ВЕРБИЦКАЯ. Единственное, что может гарантировать омский продавец за завышенную цену иностранной ювелирной продукции, — обмен товара при наличии производственного брака.
«На самом деле не столь важно, где приобретать золотые иностранные изделия. Разница в стоимости будет незначительной. За границей просто иная культура продажи ювелирной продукции. Там это воспринимается как украшение, соответственно, больший выбор качественного дизайна. Но за границей нет ГОСТов стандартов, большинство камней обрабатывается вручную, а потому вместо 57 положенных граней у классического бриллианта их может быть даже 17, что значительно повлияет на внешний вид камня и ценность его огранки, а также на изделие в целом. У нас, в свою очередь, основу торговли составляет драгоценный материал, дизайн же в каждом магазине по-своему схож. Еще один выход в такой ситуации — изготовление по индивидуальному заказу. К примеру, на нашем заводе это трехмерные, так называемые 3D проекты. Изготовление производится на новейшем оборудовании. Увеличение стоимости каждого изделия в зависимости от сложности колеблется от 1 600 до 10 000 рублей», — говорит директор ООО «Завод „Омский ювелир“ Александр СТРЕЛЬНИКОВ.
Собственное производство
Сегодня в процессе роста цен на золото становится актуальным вопрос собственного производства ювелирных изделий в Омске. По оценкам экспертов, местное производство не превышает 10 % от общего объема драгоценностей на прилавках города и, по мнению Андрея ПОПОВА, генерального директора сети ювелирных магазинов „Диадема“, пока не пользуется повышенным спросом.
И тому есть свои причины. Во-первых, в Омске, в отличие от Екатеринбурга или Новосибирска, нет собственных ювелирных традиций, а потому мы не можем производить наиболее качественную ювелирную продукцию с привлекательным, необычным дизайном. Во-вторых, при условии найма опытных ювелиров, к примеру, с Урала, где наиболее развиты навыки изготовления ювелирных изделий, цены на произведенные изделия резко вырастут по причине высокой зарплаты наемных работников. Сегодня рентабельность омского ювелирного производства не превышает 18 %. Пока только такие крупные российские центры, как Урал, Санкт-Петербург или Кострома с развитым ювелирным рынком имеют и собственные технологии производства, многолетний опыт, оснащенность дорогостоящим оборудованием. К тому же местное производство постоянно работает на „обгонку“ так называемого ювелирного вала, для наибольшей зарплаты сотрудников. Для реализации такой продукции необходим полноценный оптовый рынок, которого в Омске просто нет.
Руководство ООО „Завод “Омский ювелир» в противовес считает, что ювелирные традиции в нашем городе уже возрождаются. Потому что есть и грамотные ювелиры, мастера своего дела, есть инвестиции в новейшие технологии. Необходим лишь цивилизованный подход к ведению этого бизнеса. А самое главное — борьба с «домушниками», производящими золотые изделия подпольным способом из золота сданного в ломбарды. В перспективе также необходимо формировать собственный оптовый ювелирный рынок.
По данным пробирного надзораужесточение конкуренции и рост цен на золото приводят к замедлению темпов роста производства в Западной Сибири. В 2005 году Западно-Сибирская ГИПН приняла на опробирование всего на 5 % больше золотых изделий, чем в 2004. Серебро за тот же период показало динамику 47 %.
Уход в другие сегменты омского ювелирного рынка, как то: производство серебряных изделий — местным ювелирам представляется занятием еще менее рентабельным. Просто в регионе нет достаточного количества специалистов. Помимо всего изделия из серебра требуют качественной обработки поверхности — радирования, но сделать это на имеющемся оборудовании просто нереально. Иначе изделия будут очень мягкими и быстро выйдут из строя, ведь серебро окисляется.
Старейшими ювелирами и специалистами по обработке серебра в городе считают Ольгу и Владимира КРЫШКОВЕЦ. На протяжении 30 лет они изготовляют эксклюзивные изделия из серебра по индивидуальным заказам и проектам. «Цена подобного изделия, разумеется, исходит из сложности работы, а не стоимости самого материала. Как правило, нашими заказчиками становятся люди творческие, но ни в коем случае не массовый потребитель, который воспринимает покупку ювелирного изделия как вложение денежных средств. Потому рядовой покупатель охотнее возьмет изделие по цене 700 рублей за 1 грамм, чем 25. Омские предприниматели, зная о подобной тенденции, не занимаются изготовлением серебряных изделий», — говорит Ольга КРЫШКОВЕЦ. Стоимость отдельного проекта супругов может достигать и 100 000 рублей, но в «граммовом» эквиваленте цена остается ничтожной. В месяц им удается выполнять в среднем один такой заказ.
Золотой рынок
Что касается внутреннего деления ювелирного рынка, то, по мнению Андрея ПОПОВА, лидерами можно назвать магазины «Березка», «Славянка», ТД «Любинский». Второе место по объему продаж занимают «Россювелирторг» и «Жемчужина». Третье делят между собой «Диадема», «Адамас», «Элит», «Кристалл» и «Диамант».
Несколько другая расстановка ювелирных сил фигурирует в словах Александра СТРЕЛЬНИКОВА. На первом месте стоит магазин «Жемчужина», далее следуют ювелирный центр «Алтын», магазины «Березка», «Россювелирторг», «Элит». Собственный магазин «Ледон-Карат» опережает ювелирное производство «Диадема», магазины «Диамант» и «Кристалл». Все остальные мелкие предприятия и точки по продаже ювелирных изделий находятся в позиции с показателем продаж менее 3 % потребительского рынка.
Товаровед ювелирного магазина «Жемчужина» Людмила ВЕРБИЦКАЯ категорически не согласна с подобным утверждением. По ее мнению, «Жемчужина» — старейший игрок на рынке продаж ювелирных изделий, занявший лидирующую позицию еще в советские времена. С тех пор омичи постоянно обращаются за квалифицированной консультацией специалистов именно в «Жемчужину», даже если приобретают ювелирные изделия в других магазинах. «Кроме того, в „Жемчужину“ обращаются даже те потребители, которые давно Омске не живут, но бывают здесь в силу тех или иных обстоятельств. Они помнят наш магазин как старейший, с безупречной репутацией. Таким образом, лидерство напрямую зависит не от объема продаж, а от доверия покупателя».
Наименее ясным специалистам представляется существующий в Омске рынок вторичных изделий из скупок и ломбардов. По некоторым оценкам, он составляет порядка 10 % от общего оборота, но качество изделий оставляет желать лучшего. После обработки такие изделия позиционируются как новые украшения и продаются по соответствующим расценкам.
«Месячный оборот по продаже всех ювелирных изделий в городе составляет порядка 20 млн рублей. С учетом праздничных дней (Новый год, 14 февраля и 8 Марта) возрастает раза в три», — считает Андрей ПОПОВ. «При этом в общей сложности в городе за этот период производится от 30 до 60 кг ювелирных изделий», — добавляет Александр СТРЕЛЬНИКОВ.
Сколько стоит магазин построить?
По словам омских производителей ювелирных изделий, открытие собственного ювелирного салона — удовольствие не из дешевых и составит до 8 млн рублей.
Во-первых, для полноценного ювелирного магазина понадобится не менее 50 кв. метров площади. При условии аренды ежемесячно на его оплату уйдет от 50 000 до 100 000 рублей. Плюс 30 000 рублей каждый месяц за услуги квалифицированной охраны и 300 000 рублей — стоимость качественного торгового оборудования. Товарное наполнение ювелирного магазина составляет около 5 млн рублей. Причем стоит учесть, что производители никогда не отдадут собственную продукцию на реализацию — все изделия для магазина придется покупать сразу.
На данный момент окупаемость ювелирного магазина, по мнению Андрея ПОПОВА, равна примерно восьми годам. Для сравнения: в 1994 году, из-за наименьшей конкуренции на ювелирном рынке, окупаемость составляла всего лишь 2 месяца. Уровень упадок продаж влияет и скрупулезная разборчивость современного покупателя, и также приход на рынок таких крупных московских сетей, как «Алтын».
По мнению Александра СТРЕЛЬНИКОВА, все же основополагающим фактором при открытии ювелирного магазина становится место его расположения. Наилучший и единственный вариант — места общей проходимости, к примеру транспортные развязки или крупные, исторически закрепленные центры торговли. Важен трафик людей, нацеленных именно на дорогую покупку. Тогда окупаемость ювелирного салона составит 1,5 — 2 года.
Что будет дальше
В силу того, что с февраля этого года стоимость изделий в сети «Россювелирторг» возросла в среднем на 25 %, в магазине «Жемчужина» — на 20 %, к концу 2006 года специалисты прогнозируют дальнейшее повышение цен, в связи с ростом мировых цен на золото.
Сегодня цена 1 грамма классического золота традиционного обручального кольца в магазинах «Жемчужина» равна 550-600 рублей, «Адамас» — 595 рублей, в двух магазинах «Березка» — 620 рублей, в магазине «Элит» — 630 рублей, в ювелирном центре «Алтын» — от 663 до 794 рублей, в сети «Ювелирторг» (ТМ «Радуга») — около 780 рублей. Самая высокая цена за грамм обозначена на ярлыках изделий «Московского Ювелирного Завода» — 1 164 рубля, которую продавцы салона в ТК «Топаз» связывают с современными разработками в дизайне изделий и отличным качеством классического русского золота. Самая низкая стоимость одного грамма золота зафиксирована в магазине «Ледон-Карат» — от 394 до 615 рублей (цена от омского производителя).
Еще весной специалисты прогнозировали приблизительную стоимость грамма драгоценного материала, которая в декабре этого года должна была составить около 1 000 рублей. Сегодня прогноз на начало 2007 года ограничивается максимальной планкой, равной 10 % прироста.
Общий подъем до уровня цивилизованного ювелирного рынка прогнозируется лишь датой вступления России в ВТО. Тогда, наряду с высокими ценами, расширится и ассортиментная линейка ювелирной продукции — появится большое количество интересных по дизайну импортных изделий из Германии, Италии или того же Китая. Стоимость дизайна российских изделий, а также услуги отечественных ювелиров, как следствие, упадут в цене, потому что за пределами России качественный дизайн выпускается массовыми партиями, так, чтобы хватило на мировой экспорт. Такой конкурентный натиск приведет к закрытию и некоторых омских ювелирных магазинов.
Хотя наряду с качественными ювелирными изделиями в Россию хлынет поток дешевой продукции из Турции, ОАЭ, пока наш потребитель еще не разобрался с привозным ассортиментом. Конечная судьба такой недолговечной продукции — добровольная сдача в ломбарды. По оценкам специалистов, дешевизна продаваемого золота объяснима низкокачественным производством в странах третьего мира. К примеру, дешевая ювелирная продукция из Турции, которая по условиям продажи потребителям имеет ограниченный срок ношения — не более одного месяца. По истечении 30 дней со дня продажи и при наличии документов о покупке они легко обмениваются в любом пункте, специализирующемся на продаже ювелирных изделий, всего за 1,5 доллара на новые в том же весе изделия. В России такой обмен произвести просто невозможно. А ремонту турецкая продукция не подлежит, ее нельзя ни полировать, ни спаивать. Дальнейшая судьба сданной продукции — переплавка с добавлением различных тугоплавких компонентов.
На самом деле, может, и не столь важно, откуда золото поступит на омские прилавки. Главное — его качество. По российскому законодательству в сплаве золота должно быть не менее 585 частей золота (14 карат), остальной состав зависит от разновидности драгоценного материала. В зависимости от состава сплава могут меняться и сами оттенки золота. Серебро и платина придают сплаву золота более светлые оттенки, медь — красные, железо — синие, кадмий — зеленые, цинк, никель и палладий — белый цвет.