— Узнаваемость предприятия на рынке оказания услуг вызывает доверие среди населения. Сейчас основные данные об обслуживающих организациях указываются на каждой квитанции оплаты жилищно-коммунальных услуг. Другое дело, что еще не все жильцы осознают себя полноправными партнерами на этом рынке, хотя являются его основными участниками, — подчеркивает Ирина СЕРЕБРЯНИКОВА, пресс-секретарь департамента городского хозяйства городской администрации.
По словам Жанны ЗАХАРОВОЙ, начальника отдела развития жилищного хозяйства и благоустройства минстроя Омской области, если услуги оказываются вовремя и они хорошего качества, то население не интересуется, кто их обслуживает.
— Люди начинают ходить по инстанциям, только если их что-то не устраивает. В условиях тотального центрального теплоснабжения омичи знали, что их обслуживает Омскэнерго. Теперь в новых микрорайонах, где установлены газовые мини-котельные, тепло поставляет фирма «Октан». Тарифы у этих поставщиков услуг примерно одинаковые. Со временем борьба за рынок сбыта будет обостряться и потребителям уже будет не все равно, кто их обслуживает, — уверена Жанна ЗАХАРОВА.
Пол, возраст, статус
Опрос показал, что две трети основных плательщиков — женщины. На вопрос «Кто в семье оформляет квитанции и вносит коммунальные платежи?», как и следовало ожидать, каждый второй омич ответил, что предпочитает платить сам. Уровень дохода на одного члена семьи у половины таких горожан составляет от полутора до четырех с половиной тысяч рублей. Как оказалось, декларируемый доход не является особым квалификационным признаком — в число плательщиков равномерно входят представители практически всех экономических групп.
Среди возрастных групп населения самая большая доля в числе плательщиков — людий от 65 лет и старше. Две трети пенсионеров заявили, что именно они занимаются внесением коммунальных платежей, причем число женщин в этой категории практически в три раза больше, чем мужчин. Среди респондентов, осуществляющих платежи, выше доля специалистов с высшим и без высшего образования, а также домохозяек.
Управление
По обеспечению населения холодной водой омичи лучше всего информированы о деятельности ОАО «ОмскВодоканал». Эта организация получила максимальный балл «доверия» — 2,88 из 4 возможных. Стоит отметить, что 18,6%, и 19,8% омичей уверены, что горячую воду и отопление соответственно предоставляет АК «Омскэнерго». Хотя в самой компании эти данные были восприняты с удивлением, так как предприятие является только поставщиком электроэнергии. Деятельности жилищных организаций, непосредственно занимающихся обслуживанием жилья, горожане, наоборот, поставили низкую оценку.
— Не могу согласиться с результатами опроса. Понятен негативный настрой населения по отношению к ПЖРЭУ. Эта структура по обслуживанию и содержанию жилищного фонда в силу объективных и субъективных причин не могла обеспечить население качественными коммунальными услугами. Нередко нарушались правила и нормы содержания и эксплуатации жилищного фонда. Но в отношении новых форм управления и обслуживания жилья — ТСЖ, кондоминиумов — у меня есть твердое убеждение, что они уже зарекомендовали себя с положительной стороны, — считает Жанна ЗАХАРОВА.
По мнению самих представителей рынка, рейтинг жилищных организаций среди населения в ближайшее время будет оставаться довольно низким. Эксперты заявляют, что качество предоставляемых услуг зависит от того, как жильцы будут следить за соблюдением договора с обслуживающей их организацией. Кроме того, сейчас рынок ЖКХ переживает стадию становления, что всегда связано с определенными проблемами.
— Если возникает какой-либо сбой, то жильцы практически всегда возлагают ответственность на людей, непосредственно обслуживающих их дом. В этом смысле деятельность крупных игроков — Горгаза, Водоканала и других является более прозрачной. Чтобы улучшить имидж организаций в глазах людей, необходимо иметь в штате профессионалов и повышать организацию труда, — уверен Сергей ШАМРАЕВ, один из учредителей управляющей компании ОАО «ЦентрЖилСервис».
Но сами коммунальщики заявляют, что им выгодно работать в паре с управляющей компанией или ТСЖ. Правда, это связано с определенными рисками.
По словам Ольги СМИКОВСКОЙ, заместителя генерального директора по сбыту ОАО «ОмскВодоканал», сегодня 70 тысяч абонентов — жители частного сектора и ведомственного жилья — рассчитываются по квитанциям предприятия. Около 350 тысяч абонентов, проживающих в бывшем муниципальном жилом фонде, платят по единой квитанции, при этом платеж разделяется и направляется непосредственно в коммунальное предприятие уже на почте. Когда жилым фондом начнут распоряжаться управляющие компании, то в зависимости от условий договора жильцов с УК либо для каждого жителя надо будет вводить квитанцию Водоканала, либо управляющая компания сама будет доставлять единую квитанцию жителям. Механизм взаимодействия с УК достаточно простой: организация, которая обслуживает многоквартирный дом, собирает деньги за коммунальные тарифы с жильцов и перечисляет их коммунальщикам. Правда, здесь есть опасность: высок риск невозврата от управляющей компании собранных средств. Как оказалось, сейчас никто не хочет выступать поручителем УК, а существующий закон пока не обеспечивает безопасность финансового взаимодействия с подобными организациями.
— В Жилищном кодексе этот механизм просто не прописан, а сегодня еще не сформировалась частная сфера коммунального хозяйства. Но через 2-3 года связка «УК — коммунальная организация» будет работать эффективно, — убежден Григорий ЧЕПЕЛЬСКИЙ, генеральный директор ООО «ЦентрЖилСервис».
Тарифы
Чуть менее половины опрошенных затруднились ответить, какой процент от экономически обоснованного тарифа они оплачивают. Но треть горожан уверена, что он составляет 100% и более. Хотя, как нам сообщили в ОАО «Омскгоргаз», омичи сегодня оплачивают 70% тарифа на газоснабжение. По словам руководителя пресс-службы ОАО «ОмскВодоканал» Елены ПЕТРОВОЙ, за холодную воду горожане платят только 60%. Правда, решением горсовета эта цифра будет доведена до максимального уровня через два года.
— Значительный рост тарифов с 1 января 2006 года на услуги водоснабжения и водоотведения связан с тем, что тарифы по этим услугам не пересматривались с начала октября 2001 года. Фактически имело место перекрестное субсидирование, когда издержки, связанные с обеспечением водой населения, покрывались за счет предприятий, — поясняет Игорь МУНАЕВ, заместитель министра министерства строительства и ЖКХ Омской области.
По мнению Ирины СЕРЕБРЯНИКОВОЙ, новая форма управления многоквартирным домом способствует снижению тарифов на жилищные услуги.
— Когда сформируется рынок жилищно-коммунальных услуг, управляющие компании, чтобы именно их наняли на работу, будут привлекать собственников высоким качеством услуг за более низкую цену. Пока на переходном этапе рост тарифов регулируется предельными индексами повышения, — добавляет она. По ее словам, в будущем году предельный индекс для регионов будет составлять 16-18%.
Справка министерства строительства и ЖКХ Омской области
В городе Омске в 2006 году установлен следующий уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги:
* содержание и ремонт жилья — 100%;
* отопление — 100%;
* горячее водоснабжение — 90%;
* холодное водоснабжение — 60%;
* водоотведение (канализация) — 60%;
* электроснабжение — 100%;
* газоснабжение — 100%.
Как проводился опрос
Исследование ООО «ГЭПИЦентр-II» проводилось на базе запатентованной общегородской территориальной (адресной) выборки респондентов. Для построения выборки на основе статистического наблюдения за динамикой социально-экономических показателей и математических расчетов были выделены городские территории, жители которых представляли в своей совокупности социально-экономическую статистику Омска в целом. В качестве критериев отбора территорий и формирования выборочной совокупности респондентов использовались такие показатели, как половозрастная структура населения, формы собственности жилья, телефонизация жилого фонда и т. д.
Генеральная совокупность состояла из жителей Омска от 18 лет и старше. Всего было опрошено 500 горожан.
Руководитель проекта «Мониторинг для деловой элиты Омска»: Ирина СОЛОВЕЙКИНА, эксперт отдела проектов ООО «ГЭПИЦентр-II».
Тел./факс: (3812) 25-04-72, 25-34-76.