Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Здоровье в розницу

11 декабря 2006 14:02
0
2116

Кто и как плетет аптечные сети в Омске. 

По данным пресс-службы ЦМИ «Фармэксперт» Омск по инвестиционной привлекательности фармацевтического рынка занимает четвертое место среди городов России. Объем фармацевтического рынка России за 9 месяцев 2006 года составил 7, 8 млрд долларов, из них 4, 8 млрд долларов приходится на коммерческий сектор. В Омске, по данным «Фармэксперта», на коммерческий сектор приходится 64% доли всего фармацевтического рынка. Причем реализуют лекарственные средства не только крупные сети, но и одиночные аптеки без брендов.

«Омское лекарство»

Модернизация розничной сети государственных аптек города Омска, судя по всему, не за горами. Напомним, что 7 сентября текущего года владельцем 49% акций «Омского лекарства» было официально названо ООО «Фарм-Терра», являющееся одним из собственников ныне выставленной на продажу аптечной сети «Озон» («О3»). Новоиспеченные совладельцы бывшего ГП запланировали создание акционерного общества и последующий ребрендинг 15 городских аптек. Предполагаемый размер инвестиций составил 72 миллиона рублей.

Но по прошествии почти трех месяцев руководители самой крупной омской сети результатами совместной деятельности хвастать не спешат. Генеральный директор ООО «Фарм-Терра» Александр ЛАНЧАКОВ неделю назад в телефонном разговоре рассказал корреспонденту «КВ», что в середине ноября он приезжал в Омск с целью обсудить с партнерами дальнейшие действия. Господин ЛАНЧАКОВ сообщил, что переговоры с омскими руководителями удались, планы по усовершенствованию бизнеса намечены, но более подробные комментарии давать не стал. Александр ЛАНЧАКОВ посоветовал по этому поводу обратиться к омскому директору аптечной сети «Омское лекарство» Сергею ПАРОТНИКОВУ. Последний также озвучивать какие-либо прогнозы отказался. Оба руководителя сослались на банальную истину — время покажет.

Работая «в ноль»

Другие операторы местного аптечного рынка предположения о судьбе «Омского лекарства» высказывают смелее, чем собственники. В первую очередь многие специалисты отмечают отсутствие у самого крупного аптечного ритейлера признаков сети: бренда, фирменного стиля, единых корпоративных стандартов и прочего. Самые категоричные мнения сводятся к тому, что «Омское лекарство» сидит исключительно на ДЛО.

Справка «КВ»

Программа ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения льготников) впервые была реализована в 2005 году. Объем программы (ДЛО) за 9 месяцев 2006 года, по данным пресс-службы ЦМИ «Фармэксперт», составил 1,9 млрд долл. США, что на 111% больше, чем за аналогичный период 2005 года. В сентябре-октябре 2006 года было отмечено падение объемов отгрузок ЛС в регионы. Наибольшее сокращение объемов пришлось на Сибирский федеральный округ. Уполномоченным партнером по программе ДЛО в Омске и Омской области в 2006 году является компания «Протек».

Как считает директор омской сети аптек «Натур Продукт» Татьяна БОЧАРОВА, те пятнадцать государственных аптек, доля которых будет выкуплена, приобретут новую команду менеджеров, станут привлекательнее для покупателя. Реконструированы будут не только помещения, но и собственно бизнес-процессы обретут другое направление. Эксперты предполагают, что, если опыт партнерства будет удачным, местное руководство сети выберет для тендера еще какие-нибудь аптеки. «То, что останется от „Омского лекарства“, будет тихо играть роль механизма для проведения через ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения) и ДЛО бюджетных средств, а если такой надобности не будет, их просто бросят», — комментирует Татьяна БОЧАРОВА. По данным БОЧАРОВОЙ, омские аптеки получают 3,5% от сумм по ДЛО, а с учетом НДС и ухищрений в договорах остается меньше двух процентов. Если верно утверждение, что аптеки «Омского лекарства» кормятся от ДЛО, то даже при низкой зарплате фармацевтического персонала аптеки, по мнению экспертов, работают в лучшем случае «в ноль». Значит, можно ожидать, что те государственные аптеки, которые инвесторов не найдут, либо будут проданы совсем, либо просто закроются. Удивляет другое: в большинстве регионов аптеки, как утверждает Татьяна СОЧАРОВА, получают минимум 10% от сумм по ДЛО.

Лидеры

Следом за «Омским лекарством» идет сразу тройка лидирующих компаний. Это две местные сети — «Здрава» (компания «Фармэкс») и «Медикея» (компания «Медэкспорт») и одна федеральная — сеть аптек «Натур Продукт» компании «Натур Продукт-Иртыш». Операторы в оценках доли этих сетей на рынке не сходятся. «Натур Продукт» в Омске, по данным разных источников, занимает второе место по оборотам. Но один из фармдистрибьюторов уверен, что, несмотря на количественное превосходство, «Натур Продукт» имеет меньшие продажи, нежели «Здрава». Секрет успеха «Натур Продукта» на омском рынке отчасти обоснован своевременной покупкой в мае 2004 года аптечной сети «Мадлена», которая когда-то была самой крупной сетью в городе. По официальным данным облкомстата, по итогам 2003 года выручка от реализации фармацевтической компании «Мадлена» — 10,6 млн руб., а ЗАО «Торгово-медицинская компания „Фармэкс“ — 244,2 млн руб. Правда, большая часть этой выручки приходится на оптовое звенокапитального ребрэндинга, по мнению директора омского филиала фармдистрибьюторской компании „Катрен“ Евгения ЗЕМЛЯНКИНА, в приобретенных аптеках руководство „Натур Продукта“ не провело. Однако в течение 2007 года такой ребрэндинг обещается: постепенно сеть будет переименовываться в „Здоровые люди“. Первая аптека с таким названием уже появилась около „Детского мира“ на пр. К.Маркса.

Коренные ритейлеры

Сбытовые сети местных фармдистрибьюторов — »Здрава" и «Медикея» — развиваются в последние годы интенсивно. Но и у них есть, по мнению специалистов, определенные ограничения: аптеки дистрибьюторов обязуются брать у своих учредителей большую часть ассортимента. А местные поставщики не всегда могут работать на тех условиях, которые предлагают межрегиональные дистрибьюторы, имеющие за счет огромных оборотов выгодные скидки. «Медэкспорт» и «Фармэкс» обеспечивают свои розничные сети примерно на 80%, а на омском фармрынке эти дистрибьюторы в лучшем случае имеют на двоих процентов двадцать. И расходы у последних на каждую позицию вырастают", — комментирует Евгений ЗЕМЛЯНКИН.

Руководство компании «Фармэкс» в начале 2006 года изменило позиционирование аптечной сети «Здрава», создало новый фирменный стиль.
Нововведений в «Здраве» было сделано много: справочная служба, Центры здоровья кожи, едва ли не первые в городе фарммаркеты. Пресс-служба «Здравы» даже сообщила корреспонденту «КВ», что многие конкуренты «списывают» у них сейчас услуги сервиса и инновационные проекты. Эксперты считают, что изначальный успех был обеспечен «Здраве» благодаря правильному выбору месторасположения аптек.

По подсчетам исполнительного директора сети аптек «Медикея» Сергея МИЛЮТИНА, возглавляемая им сеть находится на четвертом месте по величине доли рынка, уступая «Омскому лекарству» и аптечным сетям «Натур Продукт» и «Здрава». Как сообщил МИЛЮТИН, аптеки сети «Медикея» уже открылись в Краснодаре. Планируется распространение сети по всему Сибирско-Уральскому региону (компанией «Медэкспорт» уже приобретено фармацевтическое предприятие в Новосибирске).

Стратегия развития аптечной сети под торговой маркой «Медикея» была выработана в августе 2002 года после принятия решения о централизованном управлении компанией «Медэкспорт» и ЗАО «Аптека „Здоровье“. Вести бизнес начали по франчайзинговой системе: омские аптеки получили возможность, не меняя собственника и юридический статус, примыкать к сети „Медикея“. Под торговой маркой „Медикея“ на данный момент ведут предпринимательскую деятельность три юридических лица: ЗАО Аптека „Здоровье“, ООО „Наследие“ и ООО „Нота Бене“. Два последних работают по франшизе. Как сообщил исполнительный директор сети аптек „Медикея“ Сергей МИЛЮТИН, руководство сети ведет переговоры еще с двумя индивидуальными предпринимателями.

»Медикея", по оценке экспертов рынка, себя позиционирует как аптека для людей среднего и выше среднего уровня дохода. Из ассортимента вымыты те позиции, которые могут привлечь нежелательный контингент покупателей. Например, настойка боярышника.

«36.6» пока не ждите

Сеть аптек «Фармаком» свое существование фактически прекратила. Напомним, что в начале текущего года 14 аптек местной сети «Фармаком» были проданы федеральной сети «36.6», и единственную оставшуюся в сети аптеку скорее всего тоже продадут. Как сообщил корреспонденту «КВ» директор омского филиала аптечной сети «36.6» Жанат ХАНАПИН, купленные сетью «36.6» аптеки «Фармакома» пока работают под старым названием и решение о ребрендинге московское руководство еще не принимало. Вывесок «36.6» на аптеках сети, по словам московского руководства компании, до конца текущего года не появится. На сегодняшний день под брендом «Фармаком» и в собственности сети «36.6» ведут предпринимательскую деятельность три юридических лица, зарегистрированные под марками «Радикс», «Медиком» и «Виконт».

Но, как говорят эксперты, процедура ребрендирования все-таки не стоит на месте. По словам ЗЕМЛЯНКИНА (в недавнем прошлом исполнительного директора сети «Фармаком»), «36.6» и «Фармаком» — компании с очень похожими технологиями ведения бизнеса. Сейчас, как стало известно «КВ», уже установлено программное обеспечение собственника. Специалисты считают, что со временем сеть станет серьезным конкурентом для корифеев омской аптечной розницы.

Скромные аппетиты

Есть ряд аптек в Омске, у которых бренда нет вообще или он развит слабо, но конкурентами для крупных сетевых проектов они являются прямыми. В Омске небольших аптечных сетей размером в 2-7 подразделений несколько: «Дельта», «Медуника», «Семейная», «Корона» и некоторые другие. Конечно, перебивать покупателя «скромные» заведения могут разными способами — как демпинговыми ценами, так и высоким качеством обслуживания.

Директор компании «Дельта» Владимир ПОДГУРСКИЙ заявил, что для любой аптеки, независимо от ее формата, играют роль именно технологии ведения бизнеса: информационная доступность и стандарты обслуживания. Но не все аптеки делают упор на этом; многие демпингуют, выручая прибыль за счет оборотов. Прокомментировал эту ситуацию Сергей МИЛЮТИН: «Демпинг аптечных заведений малого формата вредит развитию фармацевтического рынка в целом. Обеспечить рентабельность аптечного бизнеса можно только при наценке в 20-25%. Огромную долю рынка имеют аптечные киоски, деятельность которых законодательством регулируется слабо. Да, они не имеют права продавать рецептурные лекарственные средства, но делают это из-под полы. Руководить деятельностью аптечного киоска можно даже с образованием фармацевта, а ведь для аптек обязательное требование — провизор».

Новенькие

Татьяна БОЧАРОВА перспективы развития розничной фармацевтики оценивает так: «Аптечный рынок будет укрупняться в основном за счет имеющихся аптек, влияниями их в ту или иную сеть, причем не только в результате приобретений, но и по франчайзингу. В любом случае появятся новые бренды». 12 октября открылась первая аптека «Мелодия здоровья» новосибирской дистрибьюторской компании «Катрен», и на этом учредители останавливаться не планируют. Вскоре, прогнозируют эксперты, на рынок розницы зайдут компании «Протек» с сетью «Ригла» и «Роста» с сетью «Радуга». Видимо, амбициозным местным аптечным сетям придется еще немного потесниться.

Егор КАЗАНЦЕВ  

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.