Напомним, коэффициент зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (так называемый коэффициент «бонус-малус») был введен в 2003 году одновременно с действием закона об ОСАГО. Этот коэффициент, по логике законодателя, должен был стимулировать водителей как можно реже обращаться за выплатами в страховую компанию. За каждый безубыточный для страховщика год автовладелец получал скидку в 5% к базовому тарифу, тогда как выплата по страховому случаю автоматически увеличивала тариф на 40-50%, а если аварии происходили с завидной регулярностью — тариф и вовсе вырастал в два с половиной раза.
В идеале через десять лет особо аккуратные водители автоматически получали право страховаться за половину стоимости, а лихачи должны были с лихвой компенсировать оставшуюся половину. Но это только в идеале. Поскольку десять лет на одной и той же машине у нас мало кто ездит, а как только автовладелец приходил в страховую компанию с новым автомобилем, его автогражданская карьера начиналась с чистого листа. Не помогал «бонус-малус» и в борьбе со злостными нарушителями Правил дорожного движения — они просто переходили в другую страховую компанию, где их страховая история точно так же начиналась заново. Другими словами, коэффициент «бонус-малус» фактически не работал.
Впрочем, по оценкам экспертов, он вряд ли начнет работать и сейчас. По крайней мере, в ближайшее время. По словам председателя Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игоря ПУШКАРЯ, сейчас коэффициент в полной мере применить будет проблематично. Поскольку для того, чтобы недобросовестные страхователи не смогли скрыть свои прошлые грехи, нужна единая база данных, которой могли бы пользоваться все страховщики.
— А это дело не завтрашнего, а послезавтрашнего дня, так как технически внедрить такую базу данных очень сложно, — уверен Игорь ПУШКАРЬ. — А значит, в отношении тех, кто в течение года попадал в аварии, повышающий коэффициент действовать по-прежнему не будет. Поэтому надеяться на то, что страховщикам с введением поправок в закон об ОСАГО будет проще работать, наверное, преждевременно.
Сами же поправки председатель общества оценивает позитивно. По его словам, существовавшая несколько лет ситуация, когда автовладельцы, которые несколько лет ездили безукоризненно, со сменой машины теряли все скидки, «по меньшей мере, несправедлива и нелогична».
Схожего мнения придерживаются и сами страховщики.
— Я считаю, что это изменение хорошее и правильное, оно укладывается в логику закона. Если ты ездишь без убытков — получи скидку, если с убытками — получи надбавку, — уверен директор омского филиала ООО «НАСТА» Александр КИРЕЕВ. — При этом, я думаю, убытков от таких поправок страховщики не понесут однозначно, и даже, возможно, будет некоторое повышение сборов за счет убыточных водителей.
Страховщики также согласны с тем, что пока не будет единой базы данных, особого эффекта поправки в закон не дадут. Правда, насчет того, когда эта база появится, они настроены более оптимистично, чем сторонние эксперты.
— Насколько я знаю, Российский союз автостраховщиков заявил, что запустить такую базу планируется в конце 2007 года, — утверждает Александр КИРЕЕВ.