Омск: настроены строить
Главной проблемой ритейла 2006 года омские эксперты называли острую нехватку торговых площадей. Качество уже имеющейся недвижимости зачастую не соответствует требованиям арендаторов. Первые торгово-развлекательные комплексы европейского уровня обещают открыть не раньше 2008 года. Девелоперы идти в Омск не торопятся, и их, по мнению экспертов, можно понять. Во-первых, до сих пор не утвержден генеральный план города. За последнее время проекты нескольких ТЦ были отменены или заморожены, не получив одобрения на градостроительном совете. Во-вторых, в Омске пока нет представителей крупных торговых сетей федерального уровня, а девелоперы (такие, как IKEA, «Парк-Хаус», DVI, «Стройинрос», «РосЕвроДевелопмент») выбирают более перспективные, развитые в плане торговли города, в которых есть якорные арендаторы. Например, IKEA, получившая в Омске участок еще в 2004 г., отложила строительство до 2008 года.
С другой стороны, проблема помещений имеет разную остроту для разных торговых форматов. К примеру, cash&carry не требует расположения в центре города. Можно найти свободную площадку на окраине и построить центр. Или магазины формата «у дома», которые можно размещать на первых этажах жилых домов. «Уж 150 кв.м найдется в любом жилом массиве», — комментирует Виктор БАРАНОВ, финансовый директор ООО «ДеньНочь».
Многим операторам по причине отсутствия предложения от девелоперов приходится строить торговые объекты самим. К примеру, сейчас ведут стройку торгового комплекса на Левобережье владельцы супермаркета «ДеньНочь». Предприниматели не скрывают, что в будущем возможен вариант продажи этого комплекса. Всего за 2007-2008 годы, по оценкам некоторых экспертов, будет введено в работу около десяти торговых комплексов. Соответственно, придут и якорные арендаторы. Уже в 2007 г. должны открыться «М.Видео», «Снежная Королева», Lie de Beaute, METRO Cash&Carry, к концу 2008 г. — «Перекресток» и не менее двух магазинов «Техносила». Возможно появление к 2008 г. и нескольких гипермаркетов «Мосмарт»: руководство сети давно ведет переговоры с рядом местных девелоперов. Насчет скорого прихода «Ленты» и «АЛПИ» тоже уже никто не сомневается.
Виктор БАРАНОВ на вопрос коррепондента «КВ» о том, почему операторы медлят с приходом на омский рынок, ответил следующее: «Наш регион пока не особо интересен в этом плане, он депрессивен. И сети с удовольствием будут идти тогда, когда изменится экономическая ситуация в регионе. Еще один минус — у нас нет распределительных центров».
Динамика
По словам Юрия ЧАЩИНА, омские ритейлеры за 2006 год поняли, что необходима концентрация капитала, объемный рост, присутствие в регионах.
Помимо предприимчивой «Пятерочки» активностью в ушедшем году отличился Виктор ШКУРЕНКО, возглавляющий одноименный торговый дом. Он организовал 9 ноября 2006 года первую региональную конференцию по продуктовому ритейлу. Ритейлерам была предоставлена возможность обсудить проблемы и перспективы своего бизнеса. Из других значимых событий 2006 года в деятельности торгового дома Виктор ШКУРЕНКО отметил заключение ряда новых контрактов по дистрибьюции, например с компанией «Марс», создание логистического центра, обслуживающего потребности торгового дома, и увеличение товарооборота на 60% по сравнению с 2005 годом.
Торговая группа «Наш магазин» совсем недавно запустила новый проект — сеть магазинов формата «у дома» под брендом «Репка». На данный момент в городе уже работает три таких магазина, в наступившем году компания планирует запустить еще 10-12 «Репок». Эксперты утверждают, что ШАДРИН, начав развивать «Репку», попал в цель. Формат востребован в спальных районах, московская «Авоська» со своими «магазинами у дома» еще не пришла, да и, как отмечают эксперты, с помещениями для таких объектов проблем нет.
Торговая сеть «АСТОР» в 2006 году открыла вместо запланированных пяти-шести магазинов лишь один супермаркет на улице Бородина. Но результаты работы налицо: по словам начальника отдела маркетинга торговой сети «Астор» Юлии ЛИХТЕНБЕРГ, два супермаркета на улицах Красный путь и Лукашевича переведены на круглосуточный режим работы, соучредителями сети приобретены за 88,7 млн руб. помещения магазина «Караван» (компания «Омский Торговый Альянс») на улице 10 лет Октября, помещения под магазины в микрорайонах «Прибрежный», «Кристалл», на улице Декабристов и участок под строительство на улице Дианова. «Таким образом, в 2007 году планируется открытие минимум 5 супермаркетов „АСТОР“ на основных магистралях города», — подытожила ЛИХТЕНБЕРГ.
В других сетях дела идут по-разному: некоторые предприниматели стоят на месте, не меняя ничего в своем бизнесе, кто-то (пока только на уровне слухов) занимается предпродажной подготовкой. Активное развитие в наступившем году эксперты обещают «Пятерочке», «Репке», «Геомарту» (и вообще формату гипермаркета), «Астору», ООО «ДеньНочь» и торгово-розничному объединению «Ваш дом».
Наш первый кэш
Владелец сети «Провiантъ» Юрий ЧАЩИН отметил проявившееся в этом году у местных ритейлеров желание покупать крупные торговые объекты. ЧАЩИН называет первый появившийся в этом ключе «Геомарт» «приблизительным прообразом cash&carry» и говорит, что «такие центры в ближайшие два-три года обязательно будут развиваться, причем в составе уже существующих крупных сетей». Управленцы «Геомарта» понимают, что не за горами приход и «Ленты», и «Метро». Но, как поясняет директор «Геомарта» Арсен ПОНОМАРЕВ, «как и в других регионах, у нас эти сети столкнутся с кадровой проблемой и проблемой стыковки привычной технологии и позиционирования с местными особенностями». На адаптацию им, по мнению Арсена Геннадьевича, потребуется год. Также ПОНОМАРЕВ предполагает, что в 2007 году откроется несколько местных гипермаркетов, но лишь один или два станут успешными. А вообще руководство «Геомарта» считает, что достойные конкуренты у них появятся не ранее, чем через промежуток от двух до пяти лет, когда на рынке закрепятся пять-семь магазинов этого формата.
Андрей УМОВ