Событие №1:бесплатные входящие
Без сомнения, наиболее значительным событием, повлиявшим на рынок сотовой связи в минувшем году, стало введение на законодательном уровне принципа «платит звонящий». Несмотря на то, что разговоры о бесплатных входящих велись задолго до 1 июля, без сюрпризов не обошлось. Федеральная служба по тарифам утвердила плату за завершение соединения, которую фиксированные операторы должны платить мобильным за звонки с городских телефонов в размере 95 копеек. А не 1,35 рубля, на которых настаивали сотовые операторы.
Заявив о том, что установленный размер платы не компенсирует их расходов на завершение вызова, сотовые операторы ввели плату за соединение на большинстве архивных тарифных планов в размере 50 копеек. А после того как этим фактом заинтересовались ФАС и Россвязьнадзор, плата за соединение была политкорректно переименована в «увеличение стоимости первой минуты вызова».
Практически одновременно с введением платы за звонки с городских телефонов операторы повысили и расценки на так называемый интерконнект — плату одного оператора другому за звонки своих абонентов. Если раньше в межоператорских соглашениях фигурировали цифры в 1-2 цента, то теперь эта цифра колеблется в пределах от 95 копеек до 1,10 рубля.
Понятно, что все это не могло не сказаться на тарифах. Тарифы с дешевыми звонками на все мобильные, до 1 июля лидировавшие в тарифных линейках практически всех операторов, уступили место тарифам с внутрисетевыми скидками. В результате из двух десятков актуальных тарифов, предлагаемых омскими операторами, только пять предполагают скидки при звонках на все мобильные.
О том, выросли их доходы или уменьшились после 1 июля, операторы либо предпочитают скромно умалчивать, либо так же скромно отвечают: не изменились. Впрочем само введение принципа «платит звонящий» они склонны оценивать довольно позитивно.
— Мы полагаем, что принцип «платит звонящий» оказал стимулирующее воздействие на установление более здоровой и экономически обоснованной модели поведения всех участников рынка, — утверждает менеджер по маркетингу и рекламе Омского филиала ОАО «ВымпелКом» Сергей МАЦУК.
— Ничего страшного не произошло и произойти не могло. Это нормальное прогрессивное движение, убирающее всякое перекрестное субсидирование. Весь мир так действует. И мы, если вы помните, были первыми, введя этот принцип на тарифном плане «Европа» еще в 1997 году, — согласен с ним генеральный директор ЗАО «Сибирская сотовая связь» Геннадий ФРИДМАН.
Событие №2: лидерство Теле 2
Если с тарифами, предлагаемыми омскими операторами, все более-менее понятно, то выяснить, как изменения тарифов сказались на их абонентской базе, оказалось непросто. Представители «Билайн» и МТС назвать количество своих абонентов корреспонденту «КВ» отказались наотрез, ссылаясь на изменения в корпоративной политике на уровне Москвы. Последние операторские данные, которыми располагают «КВ», датируются июнем. На тот момент у МТС насчитывалось свыше 600 тысяч абонентов, у «Билайна» — почти 500 тысяч абонентов, у «Скай Линка» — 2 000 абонентов. Компания «Теле2» данные о своей абонентской базе не разглашала уже на тот момент.
Вероятнее всего такая закрытость некогда открытых для общения операторов объясняется тем, что в этом году они прирастали медленнее, чем обычно. И если демонстрировать прирост абонентской базы в 1,5-2 раза им было выгодно, то раскрывать данные об абонентской базе, выросшей за год всего на 15-20%, наверное, не слишком патриотично. Косвенно эту точку зрения подтвердил представитель одного из омских операторов, пожелавший остаться неизвестным.
Ситуацию несколько прояснили независимые аналитики, к которым обратились «КВ». Декабрьской статистики на момент подготовки материала у них не было. Но на конец сентября, по данным международного консалтингового аналитического агентства J'son & Partners, в Омской области насчитывалось порядка 1,7 млн абонентов, из которых около 39% (порядка 660 тысяч) обслуживались в сети «Теле2», 34% (порядка 580 тысяч) — в сети МТС и, соответственно, около 27% (порядка 460 тысяч) — в сети «Билайн».
— Данные нам ежемесячно предоставляют сами операторы, за исключением «Теле2» и МТС, которые недавно начал отказывать нам в предоставлении таких сведений. Делать выводы об абонентской базе этих операторов нам частично помогает инсайдерская информация, частично — собственные исследования, — пояснила «КВ» аналитик агентства Ирина АСТАФЬЕВА.
Схожие цифры предоставил «КВ» и аналитик еще одного авторитетного аналитического агентства AC&M Consulting Антон ПОГРЕБИНСКИЙ. По его данным, в Омской области на конец сентября насчитывалось 1,9 млн абонентов сотовой связи, а лидерство на рынке принадлежало «Теле2» (38%, или 722 тысячи абонентов). Второе место занимала компания МТС (36% или 684 тысячи абонентов), а замыкал тройку лидеров «Билайн» (25% или 475 тысяч абонентов).
— Несмотря на то, что «Теле2» не предоставляет сведений о своей базе по отдельным регионам, в своих данных я уверен, поскольку у меня есть надежные источники. И те цифры, которые есть у нас, соответствуют реальному количеству абонентов «Теле2» в Омске, — утверждает Антон ПОГРЕБИНСКИЙ.
В компании МТС, которую по мнению аналитиков потеснила «Теле2», озвученные аналитиками цифры прокомментировали весьма сдержанно.
— Мы не беремся оценивать данные независимых агентств, поскольку нам неизвестны источники информации, а также методики исследований, которые они используют, — пояснил директор по маркетингу компании МТС в Омске Евгений КОДАЧИГОВ.
Характерно, что лидером компания «Теле2» оказалась и по результатам опроса, проведенного специалистами ООО «ГЭПИЦентр-II» в марте прошлого года. Тогда в результатах опроса сомневались практически все опрошенные «КВ» участники рынка, причем мнения высказывались самые разные: говорили, что опрос был проплачен «Теле2», что в марте мог наблюдаться временный скачок в абонентских базах всех операторов из-за отмены двухцентовых тарифов. Теперь результаты опроса подкреплены еще и мнением аналитиков.
События №3:приход «Мегафона»
Еще одним заметным событием минувшего года стало появление на омском рынке четвертого GSM-оператора, которым стал «МегаФон». «КВ» писали об этом событии в своих итоговых обзорах на протяжении трех последних лет, но произошло оно только сейчас. Чуда при этом не случилось, и «МегаФон», вышедший на рынок всего за полтора месяца до конца года, сколь-нибудь существенного влияния этот самый рынок не оказал.
Действующие операторы нового конкурента восприняли спокойно.
— Выход «Мегафона» на рынок Омской области был событием ожидаемым, но говорить об изменении структуры рынка несколько преждевременно. Что будет дальше, зависит от маркетинговой политики компании. Сегодняшнему абоненту важнее качество, территория покрытия, интересные услуги и продукты. Все это вместе новичку предложить не так просто, — считает Сергей МАЦУК.
Справедливости ради стоит отметить, что подключения «МегаФон» начал очень активно и, по словам директора омского отделения оператора Олега ДАУТОВА, к середине декабря успел подключить 45 тысяч абонентов. Правда, чьими были эти абоненты до того, как перешли под зелено-фиолетовый флаг, «КВ» узнать так и не удалось. В частности, Геннадий ФРИДМАН на прямой вопрос, не наблюдается ли в компании оттока абонентов в «МегаФон», ответил:
— Движение абонентов есть всегда, оно просто неизбежно, особенно при большой абонентской базе. А кто куда уходит — сразу и не отследишь.
Впрочем даже продемонстрированная «МегаФоном» динамика подключений особого впечатления на конкурентов не произвела.
— Успех или провал «МегаФона» на рынке будет зависеть от той мудрости и умения управлять происходящими процессами, которые проявит руководство омского филиала компании, — сообщил «КВ» один из участников рынка на условиях анонимности. — На первом этапе «МегаФон» может подключить и 100 тысяч абонентов, и 150 тысяч. Но при такой динамике подключений качественно проводить оптимизацию сети очень проблематично. И не дай бог, где-нибудь начнутся технические проблемы, — для «МегаФона» это будет крахом.
По словам источника «КВ», отношение к новому оператору у абонентов сейчас предвзятое, особенно если учесть, что сам он декларирует высокое качество связи. В частности, на Новый год сетка наверняка «ляжет» у всех операторов. Но если в сети «Билайн», МТС и «Теле2» абоненты к этому привыкли, то технические проблемы в сети «МегаФона» наверняка заставят абонентов вернуться к тем операторам, у которых они обслуживались до того, считает источник. И укрепившееся мнение о «МегаФоне» как об операторе с плохой связью они уже вряд ли изменят.
Оправдаются ли опасения собеседника «КВ», станет понятно уже в ближайшее время. Но судя по тому, что тариф с бесплатными звонками внутри сети и стоимостью звонков по всей Сибири в 1,5 рубля «МегаФон» продлил до 31 января, на 45 тысячах абонентов останавливаться оператор не собирается. А значит, основная борьба за рынок еще впереди.