Федеральные законы № 102 и № 209 вступили в силу с 2006 года и внесли значительные коррективы в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Индивидуальные предприниматели, а также предприниматели без образования юрлица с 1 июля утратили право поставлять и продавать алкогольную продукцию. Для юридических лиц, занимающихся розничной продажей алкогольной продукции на территории Омской области, также был введен ряд изменений: начиная от увеличения минимального размера уставного капитала и заканчивая перелицензированием и требованием по предоставлению деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
По данным департамента развития предпринимательства, лицензирования и государственного контроля министерства экономики Омской области, на начало июля индивидуальных предпринимателей и юрлиц, реализующих алкогольную продукцию, было зарегистрировано 1 492 и 284 соответственно. На первое сентября количество юридических лиц увеличилось практически в три раза — до 783, индивидуальные предприниматели прекратили продажу алкоголя. В итоге вынуждены были переоформиться из физических лиц в юридические практически все продовольственные сети — «Астор», «Омич и К», «Наполеон» и т.д.
С первого июля вся алкогольная продукция с содержанием спирта свыше 9% и с акцизными марками старого образца была снята с продажи. Механизм перемаркировки на федеральном уровне был не отрегулирован, и весь июль запомнился повальным отсутствием алкоголя на прилавках магазинов. Из-за дефицита специальных федеральных марок с перебоями работали крупные омские производители алкогольной продукции — ООО «Омсквинпром» и ЛВЗ «Оша». Как комментировал в прессе генеральный директор компании «Омсквинпром» Андрей СТРЕЛЕЦ, убытки в регионах компания понесла даже не из-за возврата алкоголя со старыми акцизами, а из-за того, что некоторое время марочная продукция не была представлена на полках магазинов.
Еще одной головной болью бизнесменов стало введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которую обязательно должны устанавливать у себя производители и поставщики. Программа нормально регистрировала отечественный алкоголь, а с продукцией импортного производства возникали сбои до конца осени.
Система учета импортного алкоголя была не доработана, и из-за этого товар долго простаивал на таможне. А по мнению Яна СКОПИНА, директора компании «ФЭТ», поставщики еще и опасались ввозить свой товар из-за сложившейся ситуации на российском рынке.
От нововведений в торговле спиртными напитками, по общему мнению участников рынка, выиграли прежде всего теневики, бороться с которыми государство и планировало. А на конечном потребителе, помимо недостатка предложения алкогольных напитков практически всю вторую половину 2006 года, сказалось, безусловно, и подорожание спиртного на 10-30%.
Андрей УМОВ