Сообщение о том, что в Омске на 2007 год сохранен бесплатный проезд на общественном транспорте, гражданами. имеющими льготы, воспринято как подарок судьбы, другими же, обеспечивающими перевозку льготников, — как еще один год с низкой зарплатой, хроническим отсутствием средств у предприятий. Я бы хотел поделиться своими мыслями с населением Омска о тех, кто возит льготников.
Никто не будет отрицать, что за последние полтора года существенно изменен парк пассажирского муниципального транспорта, наиболее существенно пополнился автобусный парк.
Резко возросшая интенсивность движения автобусов позволила в определенной мере вытеснить перевозку пассажиров за счет маршрутных такси, что является безусловно положительным фактором, т.к. «газели» не только не обеспечивают объем перевозок, но и имеют значительно больший уровень аварийности, несоблюдения графиков движения.
Однако обновление автобусного парка не помогло вывести муниципальные предприятия транспорта на безубыточною работу, суммарный долг предприятий превышает 500 млн руб. Средняя задолженность предприятий — от 100 до 200 млн руб. По общему мнению экономических служб и руководства предприятий, главная причина такой громадной задолженности — сохранение бесплатного проезда на муниципальном транспорте. Осуществляемые компенсации из бюджетов покрывают затраты от перевозку льготников лишь на 25-30 %.
В течение двух последних лет в г. Москве и, насколько мне известного, в настоящее время в г.Новосибирске внедряются магнитные карты пассажиров муниципального транспорта и турникеты на входе, которые исключают бесплатный проезд и позволяют вести достоверный учет перевозимых пассажиров, в том числе льготных категорий, а также иметь объективные данные для оптимизации графиков движения подвижного состава. Затраты на внедрение указанных систем значительно меньше уже полученных убытков предприятий транспорта.
Сохранение на 2007 год бесплатного проезда льготных категорий граждан неминуемо приведет к увеличению убыточности предприятий, а предварительный анализ принятого бюджета Омской области на 2007 год показывает, что компенсация имеющихся убытков не заложена. В бюджете области предусмотрено направить 27,4 млн руб. на частичное возмещение расходов на перевозку пассажиров автомобильным и речным транспортным по садовым маршрутам и 1,4 млрд руб. на транспорт — это метро, ж.д., аэропорт, покупка нового подвижного состава, а вот компенсация 0,6-0,8 млрд руб. убытков муниципальных предприятий транспорта города не предусмотрена.
Действовавший в 2006 году восьмирублевый тариф на проезд в муниципальном транспорте для Омска изначально был недостаточным. Хотя в соседних города, например в г. Томске, тариф в 7 рублей для муниципального транспорта и 8 для маршрутных такси принят только в ноябре 2006 года, но там нет бесплатного проезда. Там давно привели в соответствие с законом о монетизации льгот перевозку льготников.
В г. Калининграде в конце 2006 года снижен тариф на перевозки муниципальным транспортом до восьми рублей за одну поездку, причиной этого стала отмена бесплатного проезда на муниципальном транспорте льготных категорий граждан. А вот в г. Москве с 2007 года стоимость проезда на наземном муниципальном транспорте составит 15 рублей. И это в столице, где бюджетная обеспеченность на одного жителя в сотни раз превышает омскую, а стоимость топлива, запасных частей практически такая же, как и у нас. Что там выше в себестоимости перевозок муниципальным транспортом, так это заработная плата водителей и обслуживающего персонала.
Бесплатный проезд в муниципальном транспорте — это главная, но не единственная причина превышения расходов над доходами предприятий транспорта. Резко возросшее количество подвижного состава позволило увеличить количество автобусов на маршрутах, в том числе в дневное время. Это привело к уменьшению заполняемости подвижного состава. 15-20 % пассажиров в автобусе стало обычным явлением. Даже в часы пик на отдельных маршрутах курсируют полупустые автобусы, например 16, 18, 62, 78.
Не отличаются надежностью и качеством вновь приобретенные автобусы. Около двадцати «ЛиАЗов» в период гарантийного пробега были выведены из эксплуатации по причине отказов двигателей и агрегатов, а это месячные простои плюс затраты на демонтаж монтаж. Вот-вот кончатся гарантии, и тогда дополнительные затраты обрушатся на предприятия. Но и старые «Каросы» и «Мерседесы» с миллионным пробегом, доживающие свой век, требуют постоянных затрат и приложения рук ремонтников.
Ситуация осложняется еще и тем, что часть имущества предприятий муниципального транспорта арестована за долги по налогам. В состав этого имущества попал и станочный парк, крайне необходимый для ремонта узлов и агрегатов автобусов.
В положении, когда доходов от перевозки пассажиров хватает только на выплату заработной платы персоналу, покупку топлива и элементарных запчастей, когда над предприятиями висит угроза банкротства, обязывать эти предприятия осуществлять бесплатную перевозку льготников — это все равно, что пилить сук, на котором сидишь, — падение в кризисную яму неизбежно.
Иван СЫСОЕВ.