Пока — как российские, а завтра — как индийские. 24 января генеральный директор Рособоронэкспорта Сергей ЧЕМЕЗОВ подписал контракт с корпорацией Hindustan Aeronautics Limited на лицензионное производство в Индии авиадвигателей РД-33 серии 3 для истребителей МиГ-29.
Общая сумма контракта — 300 млн долларов, в Индии будет организована линия производства для выпуска 120 двигателей РД-33. Производство двигателей будет организовываться поэтапно, начиная от поставки готовых двигателей, сборки из крупных узлов и заканчивая самостоятельным производством узлов и агрегатов на индийских предприятиях.
Головным предприятием по поставке конструкторской документации определено питерское ОАО «Климов», техническое содействие будет оказывать московское ОАО «ММП им. Чернышева». ОАО «Климов» будет оказывать консультации индийским специалистам по организации производства, а в дальнейшем осуществлять авторский надзор за соблюдением технологии выпуска РД-33.
По словам министра обороны РФ Сергея ИВАНОВА, который присутствовал при подписании контракта, «в Индии уже свыше одной тысячи российских МиГов — больше, чем в каком бы то ни было иностранном государстве». А скоро, возможно, будет еще больше. Весной пройдет тендер по закупке 126 истребителей для индийских ВВС, говорят, благодаря передаче Индии технологии производства РД-33 российский многофункциональный истребитель МиГ-35 будет вне конкуренции.
Такой вот ченч: мы им — двигатели дали выпускать, они у нас самолеты купят. А что в сухом остатке? Серийное производство и капитальный ремонт двигателей РД-33 осуществляются в ОАО «ММП им. Чернышева» и ОМО им. Баранова. Правда, барановцы, как объяснил начальник управления оборонной промышленности, энергетики и связи министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области Валерий ЛОСЬ, «в последние годы РД-33 практически не выпускали, только ремонтировали, поэтому от индийского контракта им ни хуже, ни лучше не будет, к тому же у них есть другая перспективная тематика от ММПП „Салют“.
»КВ" попытались выяснить, какие последствия будет иметь разворачивание производства РД-33 в Индии для самого ОМО им. Баранова. Однако его генеральный директор Андрей ШУТОВ ответил, что пока у него «нет комментариев в хорошем смысле, нужно еще разобраться в условиях контракта, тогда и делать выводы, чем это обернется для предприятия».
Можно предположить, что РД-33 в Омске не будут выпускать уже никогда. Вот и генеральный директор ММПП «Салют» Юрий ЕЛИСЕЕВ, говоря о будущем своего барановского филиала, этот двигатель не упоминает: «Предприятие сохранит весь спектр конъюнктурного на сегодня ассортимента. Это могут быть двигатели к Як-130, Ту-334, Ан-148... „Это раньше, когда ОМО им. Баранова было самостоятельным игроком, оно могло выпускать продукцию, разработанную в любом КБ. А теперь обречено будет довольствоваться собственными разработками и тем, что спустит головное предприятие. Правда, барановскую филиальность должен еще утвердить указом президент, но де-факто она уже наступила.
Справка “КВ»: Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой РД-33 разработан в ОКБ завода им. Климова в 1985 году для установки на легкий фронтовой истребитель МиГ-29. РД-33 отличаются отсутствием ограничений по управлению в полете, высоким уровнем газодинамической устойчивости к внешним возмущениям, в том числе и при применении бортового оружия, и не накладывают никаких ограничений на пилотирование самолета. РД-33 серии 3 — двигатель с увеличенным ресурсом.