— В середине 90-х вы возглавляли компанию «ОМПЭТ», расскажите, что это был за бизнес.
— Эту фирму мы создали для того, чтобы производить изделия из пластика — в первую очередь пластиковые бутылки. В то время, как и сейчас, эта продукция пользовалась огромным спросом, но мы тогда немного опоздали. В соседних городах условия для развития производства были более благоприятными, поэтому к тому времени там начали выпускать изделия из пластика по более низкой цене, чем мы могли себе позволить. К тому же основной потребитель таких изделий — предприятия, занимающиеся розливом минеральной воды и газированных напитков — начали производить такие бутылки самостоятельно. В результате бизнес пришлось свернуть.
— Производственные мощности продали?
— Нет, пресс для производства изделий из пластика у нас до сих пор стоит. Не так давно мы, кстати, наконец-то нашли ему применение. Планируем изготавливать, комплектующие из полимеров — они будут использоваться в продукции, которую собирается выпускать одно омское предприятие.
— Что это за предприятие?
— Это предприятие одного из наших клиентов, НП «Кортес». Сейчас эта компания запускает новую линию по высокоточному литью металлоизделий в полимерной форме. Кроме того, на этом оборудовании можно осуществлять плазменное напыление, компьютерный раскрой листового металла, фасонное литье из цветных металлов. Если все получится, это будет первая подобная линия за Уралом.
— И что будет изготавливаться на этой линии?
— На самом деле перечень продукции, которую можно изготовить при помощи этой технологии, достаточно широк. Но мы решили специализироваться на изготовлении изделий для электроэнергетики — в первую очередь подвесной арматуры для линий электропередачи. На сегодняшний день такая продукция выпускается только в Украине и на ряде предприятий в европейской части России. Поэтому такое производство в Омске, думаю, будет востребовано.
— А вы каким образом участвуете в этом проекте?
— Как консалтинговое агентство. Мы полностью сопровождаем этот проект, у меня на нем работает свой юрист, свой бухгалтер, свой оценщик. Я даже сам несколько раз ездил в рамках этого проекта в Москву, в Екатеринбург — договариваться с поставщиками, налаживать контакты с потенциальными клиентами. Потому что прежде, чем начать производить эту продукцию, нужно понять: а кто ее будет покупать.
— И кто ее будет покупать?
— Практически все предприятия, которые занимаются электроэнергетикой. Не секрет, что сейчас энергетика находится в плачевном состоянии, и в ближайшее время, если верить господину ЧУБАЙСУ, на реконструкцию мощностей будут выделяться большие средства. Вот, например, у нас в Омске собираются строить новую ТЭЦ. Для того чтобы подавать электроэнергию от этой ТЭЦ к потребителям, нужны новые линии электропередачи. Вот те детали, которые используются при строительстве этих линий, мы и планируем предлагать энергетикам.
— А инвестором проекта кто выступает?
— Директор НПО «Кортес» Владимир МАКЕЕВ. Точнее, он выступает инициатором проекта, а средства привлекаем заемные. Ну, и остальные коллеги помогают чем могут.
— Какие коллеги?
— У нас ведь консалтинговая фирма, соответственно, мы обслуживаем много разных компаний. Есть, например, строительная фирма — она помогает строить новые цеха. Есть проектная организация — она помогает проектировать. Есть торговый дом — он готов реализовывать готовую продукцию. Естественно, все это не бесплатно, а в рамках взаимовыгодного сотрудничества. То есть, если у кого-то из наших клиентов есть интересная идея, мы к ее реализации стараемся привлечь и всех остальных. И каждый получает от реализации этого проекта определенную часть прибыли. В результате образуется своего рода холдинг, который включает в себя множество разных компаний, объединенных в рамках одного проекта.
— Инвестиционную емкость проекта можете озвучить?
— Смотрите. Просто поставить печь для точной плавки стоит 4 млн рублей. Но к ней еще нужны прессы, дополнительные печи, которые плавят цветные металлы, установка для напыления, фрезерные станки, токарные, станки для плазменной резки. Так что, я думаю, в общей сложности, вместе со стоимостью цехов, проект обойдется примерно в 50 млн рублей.
— И на какой стадии находится реализация этого проекта?
— Сейчас идет монтаж оборудования. По началу мы планировали первую очередь производства запустить уже в феврале, но возникли определенные сложности. У нас ведь в стране любое производство организуется не благодаря, а вопреки. Вопреки чиновничьему произволу, вопреки политике правительства, которое не только не поддерживает производство, но и сразу же облагает его всевозможными налогами и сборами, ставя его тем самым в один ряд с торговлей, которая сразу же приносит прибыль. То есть ты еще не успел ничего сделать, а деньги уже плати. Во всем мире для тех, кто занимается развитием нового производства, есть какие-то определенные льготы. А у нас об этом много говорят, но все так и остается на уровне разговоров.
При этом я как финансист отлично понимаю тех же налоговиков, потому что когда открывается производство и ему дают налоговые льготы, скажем, на три года, через три года оказывается, что предприятие куда-то исчезло, а на его месте появилось новое, которое точно так же претендует уже на новые льготы. Все это понятно. Но есть такое выражение: вместе с водой можно выплеснуть младенца. И когда всех предпринимателей стрегут под одну гребенку с мошенниками, все именно так и происходит. Просто запретить — это самый простой выход из положения, но ни к чему хорошему такие меры не приводят.
— И когда планируется запустить производство? Если все будет хорошо, конечно?
— Если все будет хорошо, первую очередь планируем ввести в эксплуатацию в марте, а полностью запуститься в июне.
— А производственная площадка где находится?
— На Левом берегу, недалеко от завода гофротары.
— Объем производства во сколько оцениваете?
— Мы планируем, что к концу года оборот должен составить 10 млн рублей в месяц, надеюсь, получится.
— И много вы ведете подобных проектов?
— Пока такой проект только один, на большее просто времени не хватает. Да и к тому же мы ведь не Москва, и даже не Новосибирск. У нас производством невыгодно заниматься. Вот когда я был в Екатеринбурге, смотрел, как у них аналогичные предприятия работают, там сразу видно, что губернатор развитию производства уделяет внимание. А у нас была Сибнефть, город с областью и без налогов местных производителей деньги имели. Активно развивалось только то, что связано с нефтехимией. А предприятия, которые занимаются другими видами деятельности, по тем или иным причинам лежат на боку.
Что уж тут говорить: нам для напыления металла на детали нужен газ, водород. Его сегодня в Омске никто не производит, надо из Новосибирска везти или из Екатеринбурга. Так что проектов-то много, но развивать их проблематично. Например, производят у нас пластиковые окна. А весь алюминиевый профиль везут из других городов. При этом строительство развивается серьезными темпами, окон надо много. Значит, надо закупать пресс для производства профиля. Но этот пресс стоит 950 тысяч евро. Такие деньги есть лишь у самых крупных омских компаний, но у них, видимо, другие приоритеты. А небольшим компаниям, которые занимаются оконным профилем, такую сумму не потянуть, поэтому и возят из других городов.
— А вообще в консалтинг вы как попали?
— Жизнь заставила. Потому что торговля, которой я в то время занимался, у меня никогда не удавалась, я в душе финансист, а не маркетолог. Правильно ведь говорят: советовать всегда проще, чем делать самому. Начал людям советы давать, им это понравилось, они начали мне деньги за это платить. У нас ведь очень много предпринимателей, которые хотят заработать деньги, у которых есть желание, есть идеи, а грамотешки не хватает.
— Кто был вашим первым клиентом, помните?
— Название я уже не помню, но мой первый клиент занимался поставками ткани в Управление исполнения наказаний, а потом получал из колоний готовую продукцию и занимался ее реализацией. Через этого клиента мы и с Владимиром МАКЕЕВЫМ познакомились — он тогда работал на обувной фабрике «Луч» не то начальником отдела снабжения, не то начальником отдела сбыта. Когда по городу понеслись слухи, что я консалтингом занимаюсь, он ко мне пришел, я ему новое предприятие помог организовать, так и сотрудничаем теперь.
— А вообще у вас клиентов много?
— На абонентском обслуживании — порядка 50. Плюс по 2-3 клиента в день приходят на разовые консультации.
— Напоследок традиционный вопрос: как вы предпочитаете проводить свободное время?
— С семьей. Любим активный отдых, часто выезжаем за город, катаемся на лыжах, на горках, шашлыки готовим. Два раза в год стараюсь выбираться за рубеж, поближе к морю, если финансовые возможности позволяют.
— Кстати, о семье. Насколько я знаю, ваш сын возглавляет компанию «Сибирские информационные технологии». Это его личный бизнес, или ваше участие там тоже какое-то есть?
— Консалтингом, конечно, помогаю, а все остальное он сам делает. Иногда даже спорим, потому что у меня свое мнение, у него свое, но в целом я не вмешиваюсь и контракты за него подписывать не бегаю. Пусть сам шишки набивает. Меня ведь за руку никто не тащил в свое время.
Валерий Васильевич родился в Омске 4 марта 1953 года. В 1970 году окончил среднюю школу №40 и устроился слесарем-ремонтником в ПРП Омскэнерго. В 1971 году был призван в ряды Вооруженных сил, проходил службу в городе Юрге Кемеровской области, в танковых войсках. Вернувшись из армии в 1973 году, пошел работать станочником в ОМО им. Баранова.
В 1975 году был назначен мастером, в том же году поступил во Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, который окончил в 1980 году по специальности «Экономист по труду». После окончания института перешел работать начальником отдела труда и заработной платы в Омское трамвайно-троллейбусное управление. С 1986-го по 1992 год возглавлял профсоюзный комитет предприятия.
В 1992 году перешел главным бухгалтером в медико-техническое предприятие «Надежда» при ОМО им. Баранова. В 1994 году выступил соучредителем компании «Сибагротех», где занимал вначале должность главного бухгалтера, а затем директора. В 1998 году учредил и возглавил ООО «ОМПЭТ», которое специализировалось на производстве ПЭТ-бутылок. Однако после того, как производители напитков развернули аналогичное производство у себя на предприятиях, бизнес пришлось свернуть. В 2000 году вместе с сыном учредил ООО «Вотум-2000», занимающееся оказанием консалтинговых услуг. В 2001 году, пройдя обучение на аудитора, продал действующий бизнес и создал ООО «НАТАЛИ-КОНСАЛТИНГ», которое возглавляет по сей день.
Женат, есть сын и внучка.