В просторечии это называется «платой за вход» или «платой за полку», на сайтах ведущих розничных сетей — «бонусами за право подписать договор». Как заявил «КВ» президент АТПП «Группа „Оша“ Владимир ВЕРЕТЕНО „Платят и за вход в сеть и за предоставление в сети в течении определенного времени, и за соответствующее место на полке“. Но наибольшие бонусы вынуждены платить производители и поставщики тех товаров, среди которых высока конкуренция. Это снеки, питьевая вода, бакалея, товары прикассовой зоны. Есть и такие категории товаров, за поставку которых ни один ритейлер не попросит бонус, а будет еще и сам доплачивать. В Омске это, по утверждению генерального директора ТД „Шкуренко“ Виктора ШКУРЕНКО, фрукты и рыба.
Впервые с инициативой запрета на тикеты выступил в сентябре прошлого года Президент РФ Владимир ПУТИН. Тогда же чиновники пообещали разработать соответствующий законопроект к лету 2007 года. На самом деле документ подготовлен уже сейчас и предполагает наложение запрета „на навязывание дополнительных услуг поставщикам товаров и взимание средств, не связанных непосредственно с оказанием услуг по торговле товарами“ (здесь и далее цитируется по газете „КоммерсантЪ“ от 22 февраля 2007 года), а также запрет на „взимание платы с поставщика за право осуществлять продажу товаров в данной торговой организации (входной билет)“. Второй момент законопроекта — могут быть введены „пороговые значения по количеству торговых объектов, принадлежащих крупным торговым сетям и представителям малого и среднего бизнеса на территории административно-территориального образования“.
Федеральные ритейлеры делают вид, что особых убытков они не понесут, уверяя, что плата за входные билеты составляет не более двух процентов от всех платежей поставщиков в обороте сети. Такое спокойствие среди ритейлеров омские поставщики и дистрибьюторы объясняют просто. Как считает генеральный директор ООО „Омская Снековая Компания“ Виктор ПОПОВ, „процедура платы за входной билет из “белой» станет «черной», и только. Розничные сети как брали бонусы, так и будут брать, независимо от принятия закона, а поставщики как платили, так и будут платить". С ним согласен и Виктор ШКУРЕНКО, который добавляет, что «ритейлер всегда сможет отказать поставщику, объяснив это тем, что количество поставщиков уже превышает количество мест на полке». Что касается ситуации непосредственно на омском рынке, господин ШКУРЕНКО отметил следующее: «В последнее время сети чувствуют себя достаточно уверенно, и их можно немного приструнить, чтобы добиться более уважительного отношения к поставщикам. Я бы на месте чиновников МЭРТ ввел те законы, которые они озвучивали ранее: об уменьшении монополии отдельно взятой торговой организации с 30% до 15% и о сокращении часов работы сетевых супермаркетов в ночное время. А в целом в Омске нет ярко выраженного лидера в продуктовой рознице, и поэтому бонусные платежи пока большого влияния на рынок не оказывают. Как только появится явный лидер, всем остальным ритейлерам придется подлатать свои входные планки. Сейчас потеря любой из местных сетей для крупных поставщиков не окажется критичной».
Совладелец и генеральный директор сети супермаркетов «Наш магазин» Дмитрий ШАДРИН инициативу чиновников насчет запрета на оплату входных билетов назвал глупостью и «визгом производителей орешков»: «Законопроект пролоббирован мелкими поставщиками, коих огромное количество. На самом деле оплата мест на полках — такой же инструмент торговли, как, например, наценка. Конечно, мы берем плату за вход на полки наших супермаркетов, но это даже не только российская практика, „входные билеты“ пришли к нам с опытом успешных западных компаний. А на отмену этой практики надеются производители тех групп товаров, которых сейчас в избытке. Яркий пример — снековая продукция, представить весь ассортимент которой не сможет ни один ритейлер». Дмитрий ШАДРИН также считает, что властным структурам незачем вмешиваться в торговлю. «Пусть государство занимается энергосбережением, решением каких-либо стратегических вопросов, а в торговле свои законы, которые давно отработаны и в любом случае будут действовать, независимо от того, отменит их власть или нет» — подытожил господин ШАДРИН.