Если предприятие признано стратегическим, значит, оно представляет особую значимость для государства. Так, статус стратегического спасает предприятие от скоропалительного банкротства — без согласия государства кредиторы ничего добиться не могут. Однако пример Омсктрансмаша, где 92% производства составляют мобилизационные мощности, наглядно подтверждает, что «стратегичность» от банкротства не спасает. Как ни странно, но даже переживая процедуру конкурсного производства, Омсктрансмаш не перестал быть стратегическим предприятием. Впрочем речь сейчас не о нем.
Потеря стратегического статуса вовсе не означает, что «Автоматика» и «Сатурн» утратили свое значение для обороноспособности страны. Нет, у них по-прежнему полно оборонных заказов, только вот «Автоматика» уже де-юре стала филиалом, а «Сатурн» уверенно дрейфует в этом направлении. Понятно, что если у головного предприятия холдинга есть стратегический статус, то для филиалов он уже совершенно не нужен. В отечественной оборонной промышленности полным ходом организуются вертикально интегрированные структуры, поэтому через два-три года из нескольких сотен нынешних стратегическихпредприятий останется всего несколько десятков.
Как объяснил генеральный директор ОАО «Омский завод „Автоматика“ Петр ВЕРХОЛЕЗОВ, его предприятие лишили статуса стратегического, чтобы передать 25,5% акций ОАО, принадлежавших государству, корпорации „Тактическое ракетное вооружение“, которой до этого принадлежало 74,5% его акций. По его словам, „у корпорации есть стратегический статус, а нам как дочернему предприятию он и не нужен, с потерей статуса для нас ничего не изменится“. Так-то оно так, только вот зачем государству понадобилось передавать 25,5% своих акций „Автоматики“ корпорации, которая тоже полностью государственная, сказать сложно. Видимо, для упрощения отчетности.
С „Сатурном“ все гораздо сложнее — лишь 38% его акций принадлежат государству и обеспечивали его стратегический статус. „Сатурн“ является ассоциированным членом ОАО „Корпорация “Аэрокосмическое оборудование». Сама корпорация создана в ноябре 1998 года и стала одним из крупнейших авиастроительных холдингов России. В нее входят 30 предприятий в качестве постоянных членов и 9 — в качестве ассоциированных. Основная продукция корпорации — авиационные приборы, бортовое оборудование и авиационно-космические тренажеры.
Однако, как объяснили на «Сатурне», 38% его акций, принадлежащих государству, будут переданы в управление другой корпорации — ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“. Для этого и понадобилось лишение стратегического статуса омского предприятия. „Алмаз-Антей“ был образован согласно указу Владимира ПУТИНА № 412 от 23 апреля 2002 года, в него входят 46 предприятий. На предприятиях концерна выпускаются зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400, которые составляют основу противовоздушной обороны нашей страны.
27 февраля на головном предприятии концерна НПО „Алмаз“ состоялось выездное заседание Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ под председательством первого вице-премьера Сергея ИВАНОВА. На совещании было принято решение, что „Антей-Алмаз“ станет головным разработчиком систем зенитно-ракетного оружия пятого поколения. Концерну предстоит создать единую систему, которая объединит в себе средства управления, информационные и огневые противовоздушной, противоракетной и противокосмической обороны.
Для решения этой масштабной задачи в состав концерна, видимо, и решено привлечь новые предприятия, в том числе и „Сатурн“. Правда, не вполне понятно, как сложатся отношения между концерном и „Сатурном“,ведь 38% акций не дают возможности контролировать предприятие. Но для начала „Сатурну“ предстоит цивилизованно развестись с „Аэрокосмическим оборудованием“ и перестать быть его ассоциированным членом. В отличие от „Автоматики“ „Сатурн“ не станет филиалом или дочерним предприятием концерна, сохранит относительную самостоятельность.
Спору нет, С-300 и С-400 — гораздо более привлекательная и прибыльная тема, чем авиаприборостроение. Только вот вопрос, сможет ли „Алмаз-Антей“ загрузить мощности „Сатурна“, которые сейчас хронически недогружены. Для перепрофилирования производства нужны немалые средства, которые, опять-таки, непонятно кто и на каких условиях вложит. Для того, чтобы „Сатурн“ вошел в „Алмаз-Антей“, 38% его акций, принадлежащих государству, явно недостаточно, вдруг остальные акционеры будут против этого. А не будучи в составе концерна, „Сатурн“ не обретет стратегического статуса. Впрочем, может, он ему и не нужен.