Миру — лыжи!
Лыжных марафонов в мире много. Но в систему Worldloppet входят только 14. Они же и самые знаменитые. Их география обширна — Европа, Америка, Азия, Австралия. В России пока нет ни одной. Самая ближайшая к нам трасса международного марафона — в Эстонии (TARTU MARATON). Дистанция всех международных марафонов — не менее 50 километров. Единственное исключение сделано для трассы в Швейцарских Альпах. Ее длина всего 42 километра, зато она проходит в очень тяжелых условиях, на высоте 1 600 метров. Самая легендарная гонка — это, без сомнения, Vasaloppet, которая уже больше 80 лет проходит в Швеции. Она же и самая длинная. Протяженность трассы — 90 км.
Календарь международных гонок, профили и описания трасс, контактные телефоны и адреса оргкомитетов можно без труда найти в Интернете и в специализированном журнале «Worldloppet». Там же будут и образцы заявок. Все вопросы по проживанию координирует, как правило, оргкомитет. Через организаторов можно забронировать номер в гостинице или они поспособствуют в аренде жилья у местных жителей. Если есть желание попасть на международную лыжню, вам будут рады в любой из 14 стран, в которых проходят эти гонки. Выбор богатый. Если постараться, можно за месяц поучаствовать сразу в трех-четырех.
Александр МИХАЙЛОВ успел за месяц поучаствовать в восьми гонках и в пяти из них оказывался в тройке лучших (в своей возрастной группе, разумеется). Но это потому, что он далеко не новичок, а марафонец с большим опытом и даже званием Worldloppet-мастер. И если пять лет назад, когда он впервые попробовал свои силы в международных гонках, ему удалось пройти только одну марафонскую дистанцию, то в 2007 году он перекрыл все свои предыдущие рекорды и по количеству, и по качеству.
Наперегонки за снегом
Погода этой зимой подкачала только в Чехии. МИХАЙЛОВЫ приехали за три дня до старта, и в горах снег еще успели застать. Но потом зарядили дожди. И хотя организаторы до самого конца верили, что гонка еще состоится, но, увы — дождь буквально смыл десять сантиметров снега с укатанной лыжни. Марафон пришлось отменить. Хорошо хоть Австрия встретила омских лыжников более гостеприимно. В местечке Обертиллах, на высоте в полторы тысячи метров, снега выпало хоть и недостаточно для полноценной марафонской трассы, тем не менее, гонка DOLOMITENLAUF состоялась. Австрийцы ухитрились подготовить две трассы по 12 километров.
— В свободном стиле я стал третьим в своей возрастной категории, а в классическом стиле — первым, — рассказал «КВ» Александр МИХАЙЛОВ. — За что и получил эти два кубка. Было приятно, не стану скрывать. Впервые на международных соревнованиях я поднимался на подиум, принимал поздравления. Правда, с кубками потом было много хлопот. Пришлось их возить за собой через три страны и два континента.
А итальянцы уже привыкли к тому, что снег у них бывает не каждый год. Но отсутствие снега еще не повод, чтобы не состоялся марафон на знаменитой трассе MARCIALONGA. Горячие итальянские парни берут на вооружение снежные пушки, привлекают тяжелую технику, армию и общественность. Не изменили итальянцы своей доброй традиции и в этом году. К стартам трасса была подготовлена. Хотя и не 70 километров, как обычно, а 57. Что тоже неплохо, в общем-то, исходя из сложных погодных условий во всей Европе. В этом году, как рассказал Александр МИХАЙЛОВ, из 5 000 участников марафона MARCIALONGA почти половину составили лыжники из Скандинавских стран. Впервые даже северным странам Европы этой зимой не хватало снега.
— Мы уже приехали на MARCIALONGA, когда выпал первый снег в Германии. И за день до старта мы узнали, что гонка KONIG LUDWIG LAUF в Баварии все же состоится. Правда, немцы тоже успели подготовить не всю трассу, а только 40 километров.
Зато отчаянным холодом встретила омичей Северная Америка. После плюсовой температуры в Европе к морозному воздуху Оттавы они привыкли далеко не сразу. В первый день гонок на трассе KESKINADA LOPPET в Канадской провинции Квебек температура была — 17°C. Почти как в Сибири. Да и снег похожий — сухой и скрипучий, как зубной порошок. Так что все 53 километра трассы давались, как вспоминает Александр МИХАЙЛОВ, совсем непросто. Впрочем результат оказался неплохой. На первых 53 километрах Александр МИХАЙЛОВ был вторым, а на второй день он вообще показал лучшее время.
Отдых на природе
— Не скажу, что участвовать в марафонах — это легко, — говорит Александр МИХАЙЛОВ. — Хотя и убеждаешь сам себя, что ты приехал просто поучаствовать, но когда выходишь на старт, то все забываешь и выкладываешься уже по полной программе. И два дня подряд по 50 километров — это совсем не легко. Плюс постоянные переезды и перелеты из одной страны в другую. Плюс бытовые вопросы: где жить, как питаться? Но результат, как я считаю, того стоит. Лыжи для меня — это уже образ жизни.
И нет способа лучше, по мнению Александра МИХАЙЛОВА, отвлечься на время из тяжелых и интенсивных будней российского бизнеса, чем хорошая пробежка на лыжах. Особенно помогают разгрузиться и переключиться марафонские дистанции. Когда впереди стоит задача по преодолению трассы в 60 километров, да еще в горах, то забываешь обо всем. В голове только одна мысль: как дойти до финиша? И после такого интенсивного «отдыха» уже хватает сил на весь будущий год. И когда все летом отдыхают, ты работаешь. И в этом, как считает гендиректор ОАО «Земля», есть определенное преимущество.
С экономической же точки зрения такой отпуск (благодаря зимним скидкам во всей Европе) обходится даже дешевле, чем две летние недели у моря. Проехать в поезде через три страны с четырьмя пересадками стоит всего 60 Евро. Авиабилет Москва-Вена — 250-300 евро. Недороги зимой и гостиницы. Если не останавливаться в шикарных апартаментах, то хватит 20-30 евро на сутки. Еще дешевле проживание у местных жителей, которые охотно сдают свое жилье в наем на период гонок. А питание — это вообще незначительные суммы.
— Когда были в Канаде, например, то платили в Оттаве за двухместный номер 60 канадских долларов. Завтрак входил в стоимость номера, а обеды и ужины обходились нам примерно в 10 канадских долларов. Итого за пять дней в Канаде мы вместе с супругой потратили на питание не больше 100 канадских долларов. Это 2 200 рублей. Совсем небольшая сумма и по российским меркам. Что в Канаде однозначно дорого — так это транспорт. Особенно такси.
Но больше всего удивила Александра МИХАЙЛОВА в Канаде забота муниципалитета Оттавы о массовом спорте. Когда видишь, что десять километров реки, разделяющей город пополам, расчищены и обустроены, как каток — это впечатляет. Есть и спуски к реке через каждые пятьсот метров, и раздевалки-вагончики. И машины каждый день проходят по реке — лед расчищают. Кто-то на этом природном катке просто так катается, а некоторые и на работу на коньках ездят. Вот так заботится муниципалитет Оттавы о горожанах.