В.ПУТИН: Добрый день, Леонид Константинович. Слушаю, чем порадуете?
Л.ПОЛЕЖАЕВ: Вообще есть чем.
В.ПУТИН: Я посмотрел материалы — неплохо развивается ситуация: обрабатывающая промышленность растет, сельское хозяйство растет. Обрабатывающая — на 86 с лишним процентов.
Л.ПОЛЕЖАЕВ: Причем из всех секторов экономики, казалось бы, этот наиболее уязвимый, тем более что у нас, Вы знаете, вся промышленность — ВПК. И тем не менее самый большой рост — в обрабатывающей промышленности. Не может это не радовать. Причем это не эпизод, а тенденция, которая сохраняется уже на протяжении пяти лет. А вообще 2006 год удачный. Я так полагаю, что в этом сыграли роль два фактора. Безусловно, дали импульс национальные проекты — в четырех секторах, особенно в области жилищного строительства. И второй фактор — смена собственника Сибнефти: мы получили семь миллиардов сверхдоходов. И, по сути дела, на нас это никак не повлияло. Я только хочу Вас поблагодарить за то, что Вы поддержали. Часть нам компенсировали, но семь миллиардов — это то, что позволило нам удержать уровень, сохранить все социальные программы, ничего не убавить. И даже выдержать тот непростой режим, который у нас сложился по исполнению 222-го закона, монетизация и так далее, с лекарственным обслуживанием. Мы здесь устояли, и таких потрясений нет.
В.ПУТИН: Я посмотрел, и темпы роста сельского хозяйства чуть выше, чем в среднем по стране.
Л.ПОЛЕЖАЕВ: Да, выше.
В.ПУТИН: Хотя у вас там непростые климатические условия.
Л.ПОЛЕЖАЕВ: Это обычные сибирские условия. Но Вы знаете, определенная особенность какая-то есть. С чем она связана? Я думаю то, что собственник на земле появился в разных формах. У нас 26 процентов земли у фермеров. Семь процентов земли — в личном владении граждан. Остальное — в кооперативах и акционерных обществах. Но самое интересное в том, что, если взять последнюю пятилетку, мы за эти пять лет ни разу не опустились по сбору зерна ниже трех миллионов тонн. И поэтому, безусловно, эффективность использования земли, эффективность в использовании новых технологий в других секторах — в животноводстве, в молочной продукции — дает такие результаты. На самом деле мы входим в десятку, занимаем где-то седьмое-восьмое место по производству сельскохозяйственной продукции.
В.ПУТИН: А какие Вы считаете проблемы наиболее острыми и требующими особого внимания?
Л.ПОЛЕЖАЕВ: В сельском хозяйстве?
В.ПУТИН: Вообще. В целом.
Л.ПОЛЕЖАЕВ: Я думаю, что нужно продолжать ту линию, которую мы избрали в основных направлениях. В агропромышленном комплексе. И год мы поработали в системе агропромышленного комплекса. Сектор огромный, он очень сильно влияет и на общую ситуацию, на экономическую ситуацию. За один год не только у нас, но и в целом по стране сделан огромный рывок. Развязаны руки: возможность доступа к льготным кредитам. Здесь сейчас вопрос уже не столько стоит о возможностях — возможности есть, сколько о технической подготовленности, о грамотности специалистов. Надо учить людей, как это делать. И все остальное приходит.
Что касается промышленности, совершенно верное направление, и в точку, по-моему, попали с выбором вертикально-интегрированных структур. И я испытываю большое удовлетворение. «Оборонка» — большая, и мы со всеми своими заводами вскочили все-таки в этот поезд. Последний указ Вы подписали по «Полету». Остался один холдинг — «салютовский» (это авиационные моторы). Там есть заминка, но, по-моему, не технического, а технологического характера. Вопросы с землей связаны.
В.ПУТИН: Что в отношении культуры Вы хотели сказать?
Л.ПОЛЕЖАЕВ: Я на Госсовете уже затрагивал этот вопрос. Мы культуру сделали региональным национальным проектом, в равное положение поставили с национальными проектами.
В.ПУТИН: По вниманию к этой теме?
Л.ПОЛЕЖАЕВ: По вниманию. Потому что разорвать эти компоненты — духовность, культуру, образование, здоровье, семью — нельзя. Это все составляет один очень важный блок. Что-то одно отдели — и его не хватает.
В.ПУТИН: Согласен.
От «КВ»: понятно, что этим официальным «кусочком» встреча не завершилась, но о чем шел разговор далее, на момент сдачи материала в печать еще не было известно.