Налоговые резервы
Доходы в прошлом году составили 9 млрд 289 млн рублей, из которых 19,7% субвенции и компенсации из областного бюджета «на выполнение передаваемых государственных полномочий», 16,5% — дотации и субсидии из областного бюджета.
Больше трети доходов составили налоги — 3 млрд 655 млн рублей. 1 млрд. 958 млн. рублей — это поступления от налогов на доходы физических лиц.
Вторым по значимости для городского бюджета, несмотря на меньшую сумму по сравнению с «физиками» — 825 млн рублей, является земельный налог. Но несмотря на то, что два с лишним года идет разговор о земельном налоге как главном для муниципалитетов, в 2006 году его поступления в бюджет Омска снизились на 317 млн рублей по сравнению с 2005 годом. По словам г-на МАСАНА, это связано с двумя факторами: первое — начиная с прошлого года в соответствии с федеральным законодательством этот налог начисляется от кадастровой стоимости земельных участков, второе — изменились сроки уплаты, и в прошлом году было всего три срока уплаты вместо четырех. Но главный финансист города в будущем все-таки связывает большие надежды по поводу увеличения налоговых сборов от использования земли.
По мнению г-на МАСАНА, необходимо пересмотреть налоговые льготы прежде всего для территориальных управлений органов власти, и сделать это нужно до июля этого года. Более того, городской финансист заявил, что необходимо «ввести процедуру запрета по рассмотрению проектов решения, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот без соответствующей оценки». Остальное увеличение земельного налога напрямую зависит от действий департамента имущественных отношений, сотрудники которого до сих пор не сформировали земельные участки под домами многоэтажек, и уже в этом году не поступит 37 млн рублей.
— Департамент собирается формировать земельные участки в 2008-2010 гг., — доложил мэру г-н МАСАН. — То есть бюджет будет нести потери и в течение следующих лет, а граждане в течение этого периода будут иметь льготы.
«Зарплатные» расходы
Утвержденные вначале расходы в сумме 9 млрд 939 млн рублей, выросли к концу прошлого года до 10 млрд 2 млн рублей. При этом расходы на одного омича составили 8 тысяч 889 рублей, что выше по сравнению с 2005 годом на 9,9%.
Наибольшая часть средств (53%) направлена на выплату зарплаты — 5 млрд 284 млн рублей. Для сравнения, в этом году на зарплату бюджетникам пойдет 70%. Желание г-на МАСАНА увеличить доходы понятны, по его словам, рост зарплаты идет опережающими темпами, чем поступают доходные источники, и с такими темпами через 5-6 лет все доходы будет съедать зарплата.
Вместе с тем на жилищно-коммунальное хозяйство в прошлом году потрачено 1 млрд 413 млн рублей. 741 миллион удалось сэкономить благодаря решению горсовета о приведении уровня платежей к 100% от экономически обоснованных затрат. Несмотря на столь значимую экономию, на капремонт жилого фонда направлено всего 138 млн рублей.
Расходы на содержание коммунального хозяйства составили 1 млрд 214 млн рублей, это в основном капремонт автодорог, благоустройство и озеленение территорий.
Выбитые долги
Муниципальные обязательства составили 2 млрд 439 млн рублей в форме кредитных соглашений и договоров. По словам директора депфина, в прошлом году проведена активизация долговых обязательств, полностью урегулирован долг по валютным и бюджетным кредитам, договорам о предоставлении муниципальных гарантий. Удалось снизить среднюю процентную ставку по обслуживанию рублевых кредитов с 14% до 11% годовых.
В то же время на 506 млн рублей выросли объемы кредиторской задолженности в структурных подразделениях. Другими словами — финансисты пытаются сократить городские долги, а их коллеги — чиновники структурных подразделений, наоборот, их увеличивают. Этим и был возмущен Богдан МАСАН. Основные причины — рост расходов на капремонт муниципальных объектов, увеличение задолженностей по капвложениям в рамках адресно-инвестиционной программы, а также рост задолженностей по ЕСН.
Непарламентские выражения
Больше всего нареканий со стороны городского финансиста вызвал департамент образования (ДО). В прошлом году в областную собственность были переданы 18 муниципальных учреждений департамента образования, однако кредиторская задолженность, 15 млн рублей, до сих пор не передана области и числится на балансе городского департамента и «департамент никаких действий по решению вопроса не принимает».
Г-н МАСАН отметил, что у сотрудников ДО нет никакого желания сокращать долги по ЕСН:
— Состоялось совещание по вопросам реструктуризации ЕСН, все департаменты нормально откликнулись, а департамент образования прислал специалиста, который не понимает этого вопроса. Какую работу можно провести, если ни главного бухгалтера, ни руководителя финансово-экономической службы не было.
Впрочем тут же г-н МАСАН уверил мэра, что до конца года задолженность по ЕСН удастся урегулировать:
— Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, вами поставлена такая задача. Я постучал по столу, Виктор Филиппович, чтобы не сглазить.
— Это называется непарламентское выражение, — заметил мэр города.
Главный финансист города продолжил критику ДО, специалисты которого довели до срыва финансирование оплаты коммунальных услуг, в результате было начислено пени и штрафов на 1 млн 321 тыс. рублей.
Впрочем департамент городского хозяйства (ДГХ) тоже отличился. В рамках областной целевой программы «Развитие имущественных отношений в жилищно-коммунальном комплексе» были выделены ассигнования на капремонт жилых домов — 7 млн 844 тыс. рублей. А муниципальный конкурс на проведение работ был проведен только в октябре, в результате в конце 2006 года из-за несвоевременного предоставления к оплате документов 5 млн 859 тыс. рублей были возвращены в бюджет. Также ДГХ заключил муниципальный контракт на поставку спецтехники при отсутствии в бюджете ассигнований на указанные цели, что привело к росту кредиторской задолженности — 14 млн 292 тыс. рублей. И хотя вряд ли спецтехника, столь необходимая городу, была приобретена без согласования с мэром города, директор депфина не на шутку был озабочен повисшими долгами.
Мария ШИШКИНА