Исключительный тариф устанавливается, согласно решению ФСТ, только для перевозок зерновых грузов на расстояние, превышающее 1100 км, во внутригосударственном сообщении и в международном сообщении через порты Дальнего Востока (за исключением транзита) со всех станций Сибирского и Дальневосточного округов в вагонах общего парка, как собственных, так и арендованных. Понижающий коэффициент 0,5 касается и тарифа на возврат вагонов в порожнем состоянии при осуществлении перевозок зерна.
Как считают крупные игроки омского зернового рынка, высокий тариф на железнодорожные перевозки — это действительно большая проблема для производителей зерна из нашего региона. И если ФСТ снизила тариф в два раза, то местным производителям зерна будет намного легче конкурировать с производителями из других регионов, в том числе южных — Кубань, Ставрополье.
— Вот сегодня, к примеру, в Пензенской области наше зерно востребовано, но тариф на перевозку — 1 000 рублей на тонну, — пояснила генеральный директор ЗАО «ХПП „Колос“ Марина ЕРЕМЕНКО. — А чтобы довезти ту же тонну омского зерна до Санкт-Петербург, а нужно заплатить уже 1 300 рублей.
Если прошлой осенью цена тонны омской пшеницы была, как говорит Марина ЕРЕМЕНКО, на уровне 2 500 рублей, то вместе с тарифом на перевозку цена омского зерна в Санкт-Петербурге возрастала до 3 800 рублей. И поэтому Санкт-Петербург предпочитал покупать зерно в других регионах, откуда перевозка была дешевле.
С мнением коллеги согласны и в компании „Русское зерно — Омск“. Снижение тарифа на перевозки зерна из Сибири в Центральную Россию и на Дальний Восток, как считают зернотрейдеры, позволило бы омским производителям зерна на равных конкурировать на российском зерновом рынке. Если осенью омичи еще „вписываются“ в ту цену, которую диктует рынок европейской части, то зимой и весной сибирское зерно из-за дальности и дороговизны перевозки практически неконкурентоспособно в регионах, которые являются основными потребителями зерна. Вопрос только в том, на какой срок ФСТ снизила тариф. Если эта акция распространяется только на нынешнее лето, то все теряет смысл. Сейчас, как говорят участники рынка, зерно из Омской области в другие регионы практически не отгружается — запасы иссякли.