Лучше поздно, чем никогда
В своем последнем послании Федеральному собранию президент Владимир ПУТИН уделил особое внимание развитию внутренних водных путей. Чтобы президентскую заботу об отечественном речном судоходстве быстрее претворить в жизнь, первому вице-премьеру Сергею ИВАНОВУ дано поручение возобновить полномасштабный выпуск судов речного флота и реализовать их по лизинговой схеме с подключением бюджетных средств и предоставлением налоговых льгот по НДС.
Если не заняться речным флотом сейчас, то скоро перевозить грузы по внутренним водным путям будет просто не на чем. В советские годы на территории России было 21 пароходство и 110 судоремонтно-судостроительных заводов. В постсоветский период практически все пароходства, кроме Иртышского, пережили целый ряд серьезных преобразований, разделились на структурные подразделения, некоторые пережили процедуру банкротства. А большая часть судоремонтно-судостроительных заводов вообще прекратила свою деятельность.
В 1991 году в Иртышском пароходстве было более 1000 судов, сейчас осталось 300, большинство из которых требует модернизации. Оставшихся судов хватит еще на 10-15 лет за счет проведения капитального ремонта, а средств для их замены у пароходства нет. По заказу Иртышского пароходства на верфи в Германии в прошлом году были построены два морских судна. Сейчас одно из них плавает под российским флагом на Черном море, другое — на Каспийском, эти суда зарабатывают деньги для постройки новых речных судов.
В России немало мест, куда можно завезти грузы только речным путем. Иртышское пароходство входит в список стратегических предприятий и выполняет государственный заказ по северному завозу. Только по Иртышу за короткое сибирское лето можно доставить топливо, продовольствие, стройматериалы и прочие грузы на Крайний Север. Когда-то добыча тюменской нефти и газа была освоена благодаря иртышским речникам.
После развала страны государство бросило речниковна произвол судьбы по принципу «спасайся кто и как может». Иртышское пароходство сумело сохраниться в бурных рыночных водах и по праву входит в десятку крупнейших омских налогоплательщиков, но былые объемы перевозок безвозвратно потеряны. Более 400 омичей сейчас плавают по морям и океанам по всему миру не в погоне за длинным рублем и романтикой, а потому, что на родном Иртыше работы для речников недостает. После долгих лет невнимания наконец-то обещана государственная поддержка и морскому, и речному судостроению, и в Иртышском пароходстве сильно надеются, что почувствуют эту поддержку в ближайшее время.
Большое судоремонтное переселение
Омскому судоремонтно-судостроительному заводу в этом году исполнилось 87 лет. Когда он строился в районе Старозагородной рощи, это была окраина города, а теперь чуть ли не самый центр. В 80-е годы на заводе работали 4500 человек, ежегодно выпускалось по 16 новых судов — 8 буксиров и 8 плавкранов. Сейчас осталось около 200 работников, новых речных судов в последние 15 лет на заводе не строили, как, впрочем, и по всей стране.
— Мы сами добровольно приняли решение о продаже территории завода под застройку, потому что рано или поздно городские власти попросили бы нас об этом, — признался генеральный директор Иртышского пароходства Иван ЯНОВСКИЙ, руководивший Омским судоремонтно-судостроительным заводом с 1972-го по 1983 год. — Руководство пароходства понимает, что негоже, чтобы в центре Омска работало крупное промышленное, экологически небезопасное производство. Перед нами стоит задача — создать одно крупное судоремонтно-судостроительное предприятие, не распыляя средств, и в ближайшие 3 — 5 летвозобновить выпуск самоходных и несамоходных судов для речного флота.
Кроме завода, ремонт судов осуществлялся на ремонтно-эксплуатационной базе (РЭБ) флота на Левобережье. Именно туда будет перебазирован Омский судоремонтно-судостроительный завод. Предстоит перевезти более 100 станков и 10 речных кранов, остальное оборудование, без которого можно обойтись, будет реализовано. За последние годы в развитие РЭБ пароходство сделало серьезные вложения, в частности, котельная была переведена с мазута на газ. Газификация котельной обошлась в 12 млн рублей, в ближайших планах — запустить там собственную электрогенерацию.
Под перебазирование правобережного промышленного комплекса на РЭБ оборудуются механический, дизельный, корпусно-сварочный, деревообрабатывающий, электрический и другие необходимые цеха. На заводе кроме судов Иртышского пароходства ремонтировался флот других судоходных компаний, не имеющих своих производственно-ремонтных мощностей. Так, пригоняли суда для ремонта из Салехарда, Ханты-Мансийска и других городов.
Уже в начале нынешней осени на территории РЭБ появится мощное судоремонтно-судостроительное предприятие, на котором будет выполняться ремонт собственного и стороннего флота, выпускаться запасные части и товары народного потребления. Уже сейчас у завода есть заказы на 30 млн рублей, а после завершения навигации их объемы вырастут многократно. Из полученных пароходством за завод 450 млн рублей большая часть уйдет на передислокацию и развертывание производства на новом месте. 90 млн составят налоги, а часть средств будет направлена на перевод всего флота пароходства на спутниковую связь.
Еще в 80-е годы суда Иртышского пароходства ходили вверх по Иртышу вплоть до Семипалатинска и Усть-Каменогорска, а теперь даже в южные районы Омской области с трудом добираются. Обмелел Иртыш за последние годы катастрофически, если так пойдет и дальше, то судоходство по сибирской реке резко сократится. Как считает Иван ЯНОВСКИЙ, «решение правительства Омской области о строительстве плотины и шлюзов на Иртыше определяет дальнейшую судьбу не только судоходства, но и водоснабжения Омска. Прежде всего строительство плотины обеспечит развитие внутренних водных путей, к чему и призвал президент в своем последнем послании».
1 июля омские речники будут отмечать свой профессиональный праздник — День морского и речного флота. Правда, большинство из них встретит праздник в плавании, доставляя грузы и пассажиров от Омской области до Северного Ледовитого океана. Да и как иначе, ведь летний день весь остальной год речников кормит. К концу этой навигации на полную мощность заработает новое судоремонтно-судостроительное предприятие, объединившее возможности завода и РЭБ. А ведь каждое судно — как мини-завод, его система жизнеобеспечения включает в себя все виды техники — от кибернетики до самых простых механизмов. Хочется от души пожелать всем иртышским речникам, где бы они ни плавали, попутного ветра и семь футов под килем!