В поисках неподнятой руки...
Первым козырем в развернувшейся борьбе оказалась программа приватизации. На кону стояло 480 миллионов, без которых было бы невозможно принять следующий, основной документ — изменения в бюджет. Следует отдать должное вице-мэру Татьяне ВИЖЕВИТОВОЙ, которая сдержала обещание, данное накануне депутатам, и разобралась с помещением детской молочной кухни, случайно попавшим в программу приватизации. Итогом разбирательства стала поправка мэра, в которой объект по адресу: Белозерова, 4 был заменен на здание по улице Королева.
На этом уступки мэрии горсовету закончились. Спор развернулся вокруг лечебно-оздоровительного двухэтажного комплекса, расположенного на Зеленом острове. Помещения общей площадью в 1,8 тысячи кв. метров были отданы в безвозмездное пользование отделению поликлиники №4 еще в 1994 году. Учреждение обсуживает около двух тысяч человек. Главврач поликлиники №4, депутат Владимир СПИНОВ предложил продать только ту половину здания, которая находится в аварийном состоянии, либо отдать комплекс в долгосрочную аренду, обязав арендатора реконструировать здание. Такого арендатора долго искать не пришлось.
— Мы не раз обращались в администрацию города с просьбой передать нам этот объект в аренду, — озвучил инициативу «Мостовика» главный инженер предприятия Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ. — Мы готовы за свой счет реконструировать здание и сохранить профиль учреждения.
Александр ТАРАСОВ предложил «Мостовику» купить комплекс. Поправку Владимира СПИНОВА поддержали только 9 депутатов. Программа приватизации благополучно прошла первое чтение и, казалось, была уже «в кармане» у мэрии, однако голосование за второе чтение дало неожиданный результат. Руки подняли 19 депутатов — для принятия документа не хватило одного голоса.
— Не понял, — опешил спикер Сергей АЛЕКСЕЕВ. — Давайте еще раз!
— Это уже выходит за рамки регламента и приличий! — возмутился Юрий ФЕДОТОВ.
Возразить депутату было нечем — заставить Совет голосовать до тех пор, пока не получится нужный результат, не позволял даже переписанный мэрией регламент горсовета. АЛЕКСЕЕВ объявил десятиминутный перерыв. Виктор ШРЕЙДЕР со своей свитой удалился в переговорную искать способ переиграть голосование.
— Даже мы себе такого не позволяли, — удивлялся бесцеремонности спикера бывший заместитель председателя горсовета коммунист Николай ИВАНОВ.
Через десять минут выход был найден. Мэрские советники не придумали ничего умнее, как сослаться на якобы допущенную депутатом Евгением АРОНОВЫМ ошибку при подсчете поднятых рук. Г-н АРОНОВ выполняет функцию счетчика всякий раз, когда в зале не работает электронная система голосования. Эта обязанность была возложена на него еще на первом заседании ГС. До сих пор его умение считать не вызывало ни у кого сомнений.
— АРОНОВ мог ошибиться, пусть ему поможет Раиса КИРПИТНЕВА, — первым озвучил вердикт мэрии Анатолий КУДРИН.
— Возможно, кто-то незаметно приподнял руку, кто-то не поднял...- подхватил спикер.
— Вы сейчас осознанно это сказали: «Кто-то не поднял руку»? — поймал его на слове Юрий ФЕДОТОВ.
— Это превращается уже в какую-то игру, — догадалась Светлана ГРЕБНЕВА. — Давайте голосовать!
АЛЕКСЕЕВ оказался прав: при повторном голосовании рука, которую в первый раз мог не заметить Евгений АРОНОВ, была найдена. Необходимые 20 голосов были получены, и, добившись принятия изменений в программу приватизации, мэрия приступила к тому, ради чего ломались копья, — к бюджету города.
Недолговечное депутатское вето
Директор департамента финансов и контроля Богдан МАСАН пояснил депутатам, что изменения в бюджет, увеличивающие в общей сложности доходы и расходы города на 540 миллионов, надо принимать как можно скорее, поскольку в противном случае в Омск не поступят федеральные деньги на дороги (640 миллионов), на крытый каток на стадионе «Энергия» (133 миллиона) и на бассейн (95 миллионов).
К рассмотрению документ был благополучно принят, после чего с поправками и предложениями выступили сразу трое депутатов. Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ предложил записать в решение ГС поручение мэрии подготовить программу капремонта жилого фонда на 2008-2010 годы с соблюдением обязательного условия: ежегодно закладывать в бюджет на эти цели не менее 10%. В поправке Сергея ДРОЗДОВА предлагалось перекинуть на ремонт школ 34,5 миллиона, заложенные в проекте на ремонт зданий горсовета и мэрии. Депутат и банкир Александр ДМИТРИЕВ основательно подошел к вопросу формирования бюджета и предложил свой вариант пакета изменений. По его версии, в проекте должны были остаться средства, заложенные на софинансирование дорог, катка и бассейна, остальные деньги, в том числе запланированные на поддержку муниципального транспорта и ремонт моста, предлагалось перебросить в основном на капремонт жилья.
Перед ответственным голосованием слово взял мэр. Он дал устное отрицательное заключение на поправки депутатов, заявив, что если следовать предложению депутата ДМИТРИЕВА, в Омске завтра встанет транспорт (задолженность транспортников по ГСМ составляет больше 100 миллионов рублей), а мост в Кировском округе останется без ремонта (его и без того в ближайшее время закроют по предписанию МЧС).
— Буквально на днях было принято решение о выделении 142 миллионов из федерального бюджета на капитальный ремонт жилого фонда Омской области, — порадовал сторонников скорейшего ремонта жилья Виктор ШРЕЙДЕР. — Наша доля финансирования уже перекрывает эту сумму. Мы должны эффективнее искать источники доходов, а не перераспределять те крохи, которые имеем сегодня.
— Кто должен эффективнее искать деньги? — переспросил Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ.
— Мы вместе, — ответил мэр.
Поддавшись логике Виктора ШРЕЙДЕРА, совет не поддержал поправки и предложения ДВОРАКОВСКОГО, ДРОЗДОВА и ДМИТРИЕВА. Все шло к тому, что изменения в бюджет будут приняты. Однако после того, как документ прошел первое чтение, Александр ДМИТРИЕВ заявил, что желает воспользоваться пунктом 2 статьи 27 Регламента горсовета, согласно которому любой депутат вправе вернуть документ на доработку в комитет в том случае, если проект пытаются провести сразу во всех чтениях на одном заседании. Оказывается, о таком праве не знали даже депутаты-долгожители.
— Как? Оказывается, правом вето обладает каждый депутат? — удивился Василий МАМОНТОВ. — Так давайте сразу внесем изменения в регламент и уберем этот пункт!
Василий МАМОНТОВ напрасно беспокоился — мэрия заблаговременно внесла нужные изменения в регламент ГС, в том числе и в этот пункт. Регламент депутатам предложили принять уже через несколько минут.
Не делите наши скудные ресурсы!
Изменения в регламент, в числе прочего делегирующие мэру право утверждать проект повестки заседаний ГС, бурно обсуждались депутатами не один месяц. На прошлом заседании документ не прошел второе чтение, но мэрия проявила настойчивость и поставила его на голосование еще раз. Подуставшие после битвы за программу приватизации и бюджет депутаты легко пропустили этот документ, отдав 22 голоса за. Между тем именно в нем крылся подвох. Изменив второй пункт статьи 27, мэрия вернулась к голосованию за бюджет после того, как список вопросов в повестке заседания был исчерпан. Предложение Александра ДМИТРИЕВА оставить бюджет в комитете потеряло актуальность.
— Третьего июля я приглашен в Госдуму, для того чтобы подтвердить, что сумма, необходимая с нашей стороны на софинансирование, заложена, — нашел еще один аргумент Виктор ШРЕЙДЕР. — Сейчас решается судьба федерального финансирования не только на этот год, но и на следующий.
Кроме того, мэр затронул больной для города вопрос — распределение бюджетных средств между городом и областью. Он признался, что Омск — чуть ли не единственный город, который находится в таком тяжелом положении. Другие города оставляют себе 40-45% доходов, у нас же в областной бюджет уходит 70%.
— Вот над чем депутатам надо работать — добиваться увеличения доходной части бюджета, а не делить наши скудные ресурсы, — обратился Виктор ШРЕЙДЕР к совету.
С мэром согласился 21 депутат — изменения в бюджет были приняты. Последним слово взял Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ, который потребовал найти «ту паршивую отвертку, которая накануне заседания испортила электронную систему голосования», а также извиниться перед Евгением АРОНОВЫМ, которому «в такой неприличной форме выразили недоверие».
— По глазам Евгения Львовича я прочитал, что он не обиделся, — простодушно ответил Сергей АЛЕКСЕЕВ. — Но если нужно — я приношу ему свои извинения. Что касается системы голосования, обещаю, что виновные будут найдены и наказаны.
В довершение всего выяснилось, что Раиса КИРПИТНЕВА незаконно вела подсчет голосов — ее единолично назначил спикер, а должен был избрать совет. Однако юристы обещали уладить все формальности. В финале Виктор ШРЕЙДЕР поблагодарил депутатов от имени всех омичей за то, что они своими решениями привлекли в город, как минимум, 700 миллионов рублей.