Статья председателя общественной организации «Омский союз автоперевозчиков» А. ФЕДОРОВА («КВ» № 25 от 04.07.07) у меня вызвала удивление. Или ФЕДОРОВ не знает ситуации с перевозкой пассажиров в Омске, или, прикрываясь именами высоких должностных лиц, попросту критикует руководство департамента транспорта, по сути ничего конкретного не предлагая.
Имеют ли право на перевозку пассажиров владельцы газелей? Закон не запрещает. Вопрос в том, как это организовано. Есть собственники десятков машин, а есть и такие индивидуалы, которые имеют одну газель. Но цель у всех одна — заработать деньги любым путем, ежеминутно рискуя жизнью пассажиров, пренебрегая всеми правилами и законами. Далеко ходить не надо. Пяти минут наблюдения за сумасшедшими гонками газелистов достаточно, чтобы почувствовать, какому риску подвергают себя люди, пользуюсь таким транспортом. Сверхагрессивный стиль вождения стал нормой. Влияют ли газелисты на создание пробок на дорогах? А разве нет? Посадка пассажиров в начале перекрестка, остановка на середине проезжей части даже тогда, когда есть остановочные карманы, преследуют одну цель — сэкономить время, обогнать конкурента. Обгоны, выезд на полосу встречного движения, подрезание при движении газелейможно видеть в любое время на любой улице. Нельзя оправдать экономию десятка минут времени риском попасть в ДТП.
А культура обслуживания? Да таких слов большинство водителей просто не знает. Ответ на просьбу выключить гремящую музыку под сиденьем пассажира — «не нравится — иди пешком». К пассажиру на «ты» — «закрой дверь» — обычное дело. Или, к примеру, кто и как проводит техническое обслуживание машин? Лично я постоянно наблюдаю такое «техническое обслуживание» у подъезда своего дома. И спящих ночью в газелях водителей, а зимой еще и с работающими двигателями.
И это все может обеспечить безопасность перевозок? Простота бизнеса, дешевизна машин, быстрая окупаемость, отсутствие каких-либо компенсационных гарантий перед пассажирами, не говоря уже о перевозке льготников, минимальная ответственность в виде протоколов ДПС за нарушение правил дорожного движения, по которым многие еще и не платят штрафы, — это основные побуждающие мотивы выступлений в защиту таких перевозчиков.
Почему такие общественные организации, как «Омский союз автоперевозчиков» и подобные не берут на себя функцию организации и контроля процесса перевозок?
Подвергая резкой критике организацию перевозок пассажиров муниципальным транспортом, господин ФЕДОРОВ ничего конкретного не предлагает, разве что «спутниковую навигацию» в чем, на мой взгляд, нет никакой необходимости, так как существующая в городе система автоматического дистанционного управления движения обеспечивает временной контроль соблюдения графиков движения автобусов.
Департамент транспорта выполняет две основные задачи — соблюдение графика движения пассажирского муниципального транспорта и функцию перевозки льготной категории граждан. Ни первую, ни особенно, вторую из функций частные газели, конечно же, не выполняют.
Положа руку на сердце можно сказать, что с соблюдением графиков движения пассажирского транспорта в городе более-менее порядок, за исключением случаев, когда отдельные маршруты в час пик приходится ждать по сорок минут, а по другим в час пик едут полупустые автобусы. В Омске обычная картина, когда в дневное время караван полупустых автобусов с заполняемостью меньше, чем в газелях, с завидным упорством двигается по маршруту. Простаивают в пробках дышащие на ладан сдвоенные «каросы», бесполезно десятками тонн сжигается топливо, выбрасывая в атмосферу вместе с клубами черного дыма дотационные деньги бюджета. Диспетчерская служба ДТ с поразительным упорством не желает ничего менять.
Перевозка льготников, конечно, это функция социальная, закон обязывает. Но как же их учет, сколько на самом деле таких льготников пользуется муниципальным транспортом и сколько за них платит бюджет? Если вспомнить семисотмиллионные долги бывших МУПов и трехсотмиллионную дотацию, то можно предположить, какое количество «льготников» катается по фальшивым удостоверениям. Если это не так, то это расточительство организаторов транспортного процесса, и тогда господин ФЕДОРОВ прав!
Недоплаченные налоги, отчисления в Пенсионный фонд за рабочих, которые обеспечивают перевозки, непоступившие налоги в бюджет фактически прямо или косвенно перекладываются на других граждан, в том числе и на тех, которые платят за проезд. Разве это не социальные проблемы? Трудно организовать учет льготников? Да, но это же делают энергетики! Хоть что-то надо делать в этом направлении. Когда-то же коммунизм на транспорте должен кончиться!
Конечно, самое разумное, как это и предусмотрено федеральным законодательством, выплачивать компенсации льготникам индивидуально, а в муниципальном транспорте все должны рассчитываться деньгами.
И о тарифе. Когда господин ФЕДОРОВ говорит, что 9 рублей — это много, он, наверное, не знает, как формируются затраты. Знает, что практически не учитывается амортизация основных фондов, потому что основная их часть не находится в ведении предприятий, что большая часть оборудования, например тяговых подстанций, обеспечивающих электроэнергией движение троллейбусов и трамваев, уже имеет трехсотпроцентный износ, десятилетиями не меняется силовое оборудование и их рабочее состояние поддерживается специалистами, чья зарплата вдвое меньше, чем средняя по региону, соответственно, меньше чем надо их составляющая в тарифе. А ведь это тоже социальная проблема, но касается она лишь части населения города, работающего на общественный транспорт. Я уже не говорю о «минимум миниморе» расходов на запасные части, оборудование и оснастку муниципальных предприятий. Если все эти составляющие привести к средним значениям, то тариф в Омске был бы уже не девять, а пятнадцать рублей.
Я согласен с ФЕДОРОВЫМ в одном. В том, что перевозка пассажиров в городе частными перевозчиками должна быть, но только подходы должны быть иные: новый более вместительный подвижной состав, соблюдение графиков движения, резкое поднятие культуры обслуживания пассажиров, и на первое место должна выйти безопасность перевозок человека. Как показывает жизнь, стихия рынка эти вопросы не решает.
Иван САМОЙЛЕНКО