ООО «Мишлинг» начинало в 1991 году с небольшого кооператива. Сегодня из учредителей у руля компании остался только Александр ФЕДУЛИН, остальные по разным причинам вышли из дела. В те годы в стране была напряженная ситуация с отечественной мебелью — российских товаров вообще не было, как не было и речи о каком-либо сервисе. Ниша пустовала, а спрос на качественную и недорогую мебель был высок, поэтому Александр Викторович и решил вложить средства именно в ее производство. Кроме того, у него имеются природные конструкторские способности (является разработчиком многих изделий «Мишлинга»), и он всегда мечтал совмещать творчество с бизнесом. С самого начала компания изготавливала не только серийную — традиционную и классическую — мебель, но и нестандартную, авангардную, по индивидуальным заказам. Александр возглавлял экспериментальный участок, на котором разрабатывали и собирали эксклюзивные вещи — сам шил, обивал, делал каркасы вместе с другими специалистами.
— Клиенты выстраивались в очередь по 100 человек. Уже тогда их привлекали не просто однотипные модели, так называемый ширпотреб, а более интересные и сложные по дизайну. Мы беремся за проекты, от которых другие омские конструкторы отказываются из-за невозможности воплощения, и создаем изделия, способные удовлетворить самые изысканные вкусы покупателей. Даже сейчас, когда в производстве мебели используется множество механизмов трансформации и технологических приемов, мой муж умудряется придумывать новые, — поделилась исполнительный директор ООО «Мишлинг» Наталья ФЕДУЛИНА.
Конкуренция на омском рынке мягкой мебели возникла 5-6 лет назад, когда люди начали отстраивать коттеджи, покупать полнометражные квартиры, соответственно, стали и требовательнее относиться к интерьеру. Сегодня она сильно выросла. Появилось очень много изделий эконом- и бизнес-класса. Местные производители, как и их коллеги из других регионов, специализируются в основном на серийном, массовом выпуске мебели, рассчитанной на покупателя среднего и ниже среднего достатка. Когда предложение на рынке начало опережать спрос, «Мишлинг» оперативно отреагировал на эти изменения и в 2006 году практически отказался от своего серийного производства, которое занимало 50 % от всей деятельности, а также закрыл несколько торговых точек. Сегодня у компании один торгово-выставочный зал в ТК «Триумф».
— Мы практически полностью переключились на эксклюзивные заказы, объяснила исполнительный директор «Мишлинга», — этот сегмент рынка до сих пор не заполнен, так как изготовление мебели по индивидуальным проектам требует большого опыта и профессионализма мастеров, которых найти нелегко, а также крепкой финансовой базы предприятия. К тому же такое производство долго окупается. Тем не мене, это наиболее перспективное направление для мебельного бизнеса, так как предполагает высокое качество изделий и сервиса — в ближайшем будущем именно по этим критериям клиенты будут выбирать производителя.
Соучредитель же компании «Диван Диваныч» Евгений ВЕРЕС придерживается иного мнения о перспективности мебельного бизнеса, связанного с эксклюзивным производством:
— Я считаю, что делать такую мебель в Омске нецелесообразно. Во-первых, это слишком сложная работа, для ее выполнения нужны специалисты очень высокой квалификации, а таковых в нашем городе единицы, да и те в основном самородки. Учебных заведений, которые готовили бы хороших разработчиков и дизайнеров, у нас нет. Во-вторых, такое производство требует больших вложений — необходимо работать с дорогими материалами. То есть стоимость изделий должна быть очень высокой, чтобы оправдать все затраты, а платежеспособность омичей, к сожалению, пока низкая. Так что большим спросом эксклюзивные вещи вряд ли пользуются, поэтому наша компания ориентируется на потребителей эконом-класса, несмотря на то, что конкуренция в этом сегменте высокая.
Директор ООО «Эдельвейс» Сергей ПОЛИЩУК считает, что:
— Сегодня предприятию, чтобы быть конкурентоспособным, нужно развивать и серийное, и эксклюзивное производство одновременно. Если сконцентрироваться на одном направлении, возникнут риски провалов в случае изменения условий рынка — и можно потерять все. «Мишлинг» вовсе не единственная в Омске компания, изготавливающая эксклюзивную мягкую мебель, мы тоже выполняем заказы любой сложности. У нас не менее квалифицированные сотрудники, предусмотрен выезд дизайнера на дом к клиенту и совместная с ним разработка проекта. Кроме того, у нас представлено и серийное производство.
«Мишлинг» предлагает покупателям дизайн-проект, который профессиональный дизайнер разрабатывает непосредственно на дому у клиента, ориентируясь на размеры и стиль интерьера, на желания заказчика. Потребитель может заказать то, что ему нужно, начиная от расцветки и фактур обивочных тканей и заканчивая габаритами, стилем и элементами трансформации. Причем компания может выдать письменную гарантию на эксклюзив, подтверждающую, что вещь действительно выполнена в единичном варианте и не будет воспроизводиться. Клиент может присутствовать в цехе и наблюдать за каждым этапом производства, а также вносить свои замечания и коррективы.
— Мы считаем, что это просто необходимо. Только так мастера смогут максимально точно воспроизвести все пожелания клиента, а он, в свою очередь, сможет убедиться в качестве выполняемых работ. Большинство же производителей держат заказчика в неведении и предъявляют ему уже готовое изделие — это свойственно в основном серийщикам которые работают на поток и не учитывают индивидуальных потребностей покупателей, — рассказала Наталья Николаевна.
В компании трудятся около 60 человек. Есть конструкторская группа, которая занимается разработкой новых коллекций, технологией и документацией, переработкой уже существующих и отработанных моделей, что позволяет оперативно реагировать на потребности рынка. Есть специальный участок, где выполняются реставрационные работы любой сложности. «Мишлинг» предлагает клиентам гарантийное обслуживание, оплату заказов в рассрочку и бесплатную доставку готовых изделий по городу.
Компания ориентируется на клиентов среднего и выше среднего достатка, так как мебель такого класса не может стоить мало. В зависимости от сложности изделия и от материалов, из которых оно сделано, цена варьируется от 15 до 400 тысяч рублей. Есть материалы, стоимость которых превышает более 100 евро за квадратный метр.
— К сожалению, не все еще потребители привыкли к тому, что отечественная мебель может быть лучше и дороже зарубежной, — сетует Наталья Николаевна. — Многие готовы свободно выложить за итальянский диван 300 тысяч рублей, а за российский такого же уровня, а может быть, и лучше — всего лишь не более 50 тысяч рублей. Главное преимущество моделей нашей компании по сравнению с зарубежными — они учитывают индивидуальные потребности клиента.
Помимо проектирования, изготовления и сборки мягкой мебели для квартир и коттеджей, компания обслуживает также культурно-досуговые центры, рестораны, бутики, гостиницы и лечебно-профилактические учреждения. Например, мебель от «Мишлинга» стоит в «Голландской чашке», «XL», «Атлантиде», «Эгоисте», «Курочке рядом», театре кукол «Арлекин», санатории «Серебряный бор» и других заведениях. Есть клиенты и из других городов, которые узнают о фирме в Интернете, например, оформляли гостиницу для vip-персон в Щучинске (Казахстан), ресторан «Фараон» в Сочи. Одним из проектов, которые надолго запомнились мастерам компании, было оформление детской мягкой игровой зоны в кафе «Баскин Робинс» — 7 лет назад такой детский уголок с забавными конструкциями был уникальной новинкой.
— У нашей знакомой, — вспоминает Наталья, — ребенок отказывался спать в своей кроватке, тогда мой муж придумал для него новую кровать в виде автомобиля, которая передвигалась на колесах. Позже мы выпустили целую серию детской мебели в виде машин, вертолетов, а также животных. Бывают и совершенно немыслимые заказы, например, разрабатывали очень сложную объемную конструкцию спального набора в космическом стиле.
Одной из основных сложностей работы на мебельном рынке, по словам Натальи Николаевны, является нечестная конкуренция. Разработка новых коллекций мебели -очень длительный и дорогостоящий процесс, поэтому очень часто некоторые производители, чтобы сэкономить, воруют популярные модели у конкурентов — покупают их в магазине, разбирают по запчастям, копируют и запускают в производство, выдавая уже за свои. Бороться с этим можно только одним способом — делать мебель еще лучше, так, чтобы ее невозможно было повторить, идти на шаг впереди всех остальным.
— Были сотрудники, которые, набравшись опыта, увольнялись из фирмы, выносили с собой разработки и данные из клиентской базы и уходили на другие фабрики либо пытались открыть свои предприятия, — рассказывает исполнительный директор «Мишлинга». — Запускали несколько украденных у нас моделей в производство и на этом останавливались — не хватало профессионализма и опыта, чтобы обеспечить такое же качество изделий, как у нас.
В «Мишлинге» работают люди абсолютно разных специальностей, главное, чтобы у человека был творческий потенциал и конструкторское мышление, а всему остальному там обучают на производстве.
— Специалистов из других компаний мы никогда не переманивали, — заявила Наталья Николаевна, — а те, кто сами пытаются прийти к нам от конкурентов, обычно не выдерживают наших требований — не хватает квалификации, чтобы им соответствовать. Нам проще вырастить новичка, чем изменить в работнике стандарты, заложенные другой компанией.
Пока «Мишлинг» не планирует развивать дополнительные направления бизнеса. Мягкая мебель — самая подвижная в плане изобретательства, так что у него есть большое поле для творчества.