Лоббизм, как уверяет автор, — это не синоним коррупции (хотя криминал в этом явлении тоже имеет место быть), а вполне легальная и даже уважаемая деятельность определенных социальных групп, которая направлена на то, чтобы органы законодательной или исполнительной власти принимали то или иное решение, необходимое именно этим группам. К лоббистам, если кто еще не знает, принято относить практически все общественные объединения (профсоюзы, партии, деловые клубы, бизнес-объединения, комитеты, комиссии, советы, фонды и так далее). Да и сами органы власти тоже не брезгуют лоббизмом, когда отстаивают, например, интересы региона, бегая по коридорам федеральных чиновников.
Радует, что автор не ограничился только теорией и историческими справками, а дал вполне реальную и очень узнаваемую картину функционирования «демократических» институтов нового российского общества. Хотим мы или нет, но лоббизм — это явление не просто распространенное, а даже остро необходимое. Ведь там, где еще недавно бизнес прорывал оборону чиновников средствами пиара, постреливая из легких пушек подконтрольных СМИ, то сегодня без крепкой брони не обойдешься. И не то чтобы чиновники стали умнее, просто все важные решения принимаются теперь ограниченным и очень узким кругом сверхэлиты, занимающей высокие посты в администрации президента, правительстве, министерствах, «Единой России» и крупных государственных корпорациях.
Что интересно, автор дает в своей книге не только массу живых примеров лоббизма последних лет, но и делает весьма неожиданный вывод. По его мнению, профессия PR-менеджера потеряла за последние пять лет всякий смысл, а сами пиарщики приносят бизнесу пользы не больше, чем пластиковые бусы папуасам. Реальную пользу, выраженную в рублевом эквиваленте, дают уже не пиар-технологии и не методы публичной политики. Их время ушло. Сегодня актуален GR — Government Relations (этим термином хитрые американцы закамуфлировали тот же самый лоббизм). А того, кто вовремя не просек фишку, уже активно вытесняют на периферию бизнеса.