В мечтах о Федоровке
В 2001 году областная власть собралась достроить Федоровку и по ее инициативебыло создано ОАО «Аэропорт „Омск-Федоровка“, в уставный капитал которого Омская область внесла 3,2 млн рублей, а ОАО „Омский аэропорт“, на балансе которого стоит Федоровка, пять объектов незавершенного строительства. С 2002-го по 2006 год совместное ОАО исправно получало деньги из областного бюджета на содержание административного аппарата, но при этом практически ничем не занималось, разве что искало потенциальных инвесторов для достройки Федоровки.
Сметы на содержание ОАО „Аэропорт “Омск-Федоровка» утверждались министер промышленной политики, транспорт и связи Омской области Александром ЛУППОВЫМ, а Омский аэропорт по поводу этого бюджетного финансирования не возражал. Но поскольку никакого толку от «федоровского» ОАО не было, летом 2006-го его учредители решили его ликвидировать. Но тут возникли два препятствия: во-первых, выяснилось, что права собственности на пять объектов, переданных в уставный капитал ОАО, не были зарегистрированы в установленном порядке за Омским аэропортом. Эти объекты были переданы с баланса на баланс по актам приема-передачи, но право собственности на них у аэропорта «Омск-Федоровка» зарегистрировано тоже не было. Для ликвидации нужно утвердить промежуточный ликвидационный баланс, но из-за неоформленного имущества это сделать оказалось невозможно.
А во-вторых, правительство Омской области изъявило желание вернуть 22,9 млн бюджетных рублей, инвестированных в ОАО. Одним из вариантов возврата денег явилось желание забрать пять объектов в собственность Омской области. По заказу дирекции ОАО «Аэропорт „Омск-Федоровка“ компания „МИЭЛЬ-недвижимость“ провела рыночную оценку этих объектов, которая составила 2,1,4 млн рублей. Эта сумма даже меньше той, которую вложили в ОАО из областного бюджета, так за чем же дело стало?
А вот кому Федоровку!
Между тем летом 2006-го совет директоров ОАО „Омский аэропорт“, в котором 85,3% акций принадлежат государству, принял решение о продаже имущественного комплекса Федоровки. Это решение было принято по предложению Росимущества, которое собирается направить вырученные от продажи средства на техническое развитие Омского аэропорта. В ходе подготовки к реализации Федоровки была проведена оценка комплекса незавершенного строительства. Оценку проводило московское ООО „КО-Инвест“, аккредитованное при Росимуществе. Согласно оценке „КО-Инвеста“ рыночная стоимость 36 незавершенных строительством объектов и 9 объектов, введенных в эксплуатацию, комплекса аэропорта Омск-Федоровка составляет 1 млрд 201 млн рублей. В том числе пяти объектов, стоящих на балансе ОАО „Аэропорт “Омск-Федоровка», 199,4 млн рублей.
Каким образом у московских оценщиков стоимость одних и тех же объектов получилась в 9 раз больше, чем у омской «МИЭЛЬ-недвижимости», а по некоторым и в 24 раза, вопрос, конечно, интересный. Может, у москвичей подходы и критерии оценки несколько иные, но не во столько же раз. Видимо, все дело, в том, кто заказывал оценку. Если Омский аэропорт хочет избавиться от Федоровки, то и нужна ему оценка для продажи. А вот областное правительство, которое хочет взять себе эти объекты, заинтересовано, чтобы они стоили как можно меньше.
В общем, оценка — что дышло, и если какой-то третий оценщик возьметсяпроверять, сколько же стоят эти пять объектов, выведет какую-нибудь усредненную оценку, чтобы не обидеть коллег-оценщиков. На сегодняшний день объекты Федоровки имеют трех разных собственников:62,95% имущества принадлежат Омскому аэропорту, 20,95% — Российской Федерации и 16,1% — ОАО «Аэропорт „Омск-Федоровка“. Этот разнобой несколько мешает проведению конкурса по продаже Федоровки, который должно объявить Росимущество, куда давно отправлены и оценка, проведенная „КО-Инвестором“, и все прочие необходимые документы.
Омский аэропорт предлагал областному правительству несколько вариантов окончания процедуры ликвидации ОАО „Аэропорт “Омск-Федоровка». Согласно первому Омский аэропорт компенсирует областные затраты на содержание ОАО и выкупает областной пакет акций ОАО. Согласно второму Омской области предлагается приобрести недостроенный аэропорт со снижением его продажной цены (согласно оценки «КО-Инвеста) на 59,3 млн рублей. Однако пока областное правительство не соглашается принимать компенсацию своих затрат на ОАО от Омского аэропорта, а приобретать Федоровку у Росимущества и вовсе не собирается.
Прощай, Федоровка
Вместо этого областное минимущества судится с ОАО „Аэропорт “Омск-Федоровка» по поводу взыскания бюджетных инвестиций, причем хочет получить не деньги, а пять стоящих у него на балансе объектов в собственность Омской области. Правда, успеха пока не снискало. Омский аэропорт тоже судится с этим ОАО, привлекши минимущества и минфин в качестве третьих лиц, и пытается признать сделку по оплате его уставного капитала ничтожной и вернуть пять объектов на свой баланс. В арбитражном суде исковое заявление Омского аэропорта рассматривается с 18 апреля, но результатом стал только запрет в обеспечение иска по заявлению минимущества Омскому аэропорту распоряжаться своими 14061 акциями ОАО «Аэропорт „Омск-Федоровка“, принадлежащим Омской области.
В ходе июльского визита тогдашнего главы Минэкономразвития Германа ГРЕФА им было дано поручение Росимуществу подготовить передачу 85,3% акций Омского аэропорта из федеральной в областную собственность. Если бы это министерское поручение воплотилось в жизнь, то Омская область получила бы Федоровку даром, а все разборки вокруг ликвидируемого ОАО моментально бы прекратились. Однако это распоряжение ГРЕФА просто не могло быть исполнено.
Все дело в том, что Омский аэропорт входит в перечень стратегических предприятий. А согласно закону любые сделки с акциями стратегических предприятий строго запрещены, в том числе и передача из федеральной собственности в областную. Чтобы снять стратегический статус с Омского аэропорта, нужно получить согласие Минобороны. А Минобороны выступило категорически против снятия с Омского аэропорта стратегического статуса.
Впрочем, теперь ГРЕФ уже бывший министр, соответственно, вопрос о передаче федеральных акций Омского аэропорта в областную собственность тихо умрет сам собой. О том, что вопрос с Федоровкой после отставки ГРЕФА в пользу Омской области, скорее всего, не решится, признался на своей сентябрьской пресс-конференции и Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Инвестиционный проект по достройке Федоровки на Питерском экономическом и Сочинском инвестиционном форумах так никого и не заинтересовал.
Рано или поздно Росимущество выставит недостроенную Федоровку на аукцион. И вряд ли его победителем станет Омская область, которой при нынешнем бюджетном дефиците сложно будет изыскать лишние 1,2 млрд рублей. Да и достраивать Федоровку при работающем и не собирающемся закрываться Омском аэропорту просто бессмысленно. Ну а если Федоровку приобретет какая-нибудь бизнес-структура, то международного аэропорта там не будет уже никогда.
— Мы готовы компенсировать Омской области все бюджетные затраты на ОАО „Аэропорт “Омск-Федоровка», чтобы снять все вопросы с ликвидацией этого предприятия, — заявил генеральный директор Омского аэропорта Сергей КРУГЛОВ. — Если не продать недостроенную Федоровку сейчас, то ежегодно ее стоимость будет уменьшаться на 200-250 млн рублей из-за разрушения объектов, которые не законсервированы. За семь лет существования ОАО «Аэропорт „Омск-Федоровка“, которое не выполнило поставленные перед ним задачи, недостроенный аэропортовый комплексне стал лучше и уже немало потерял в своей рыночной стоимости. Мы готовы понести затраты по возмещению областных инвестиций, чтобы не потерять еще больше.
Объекты незавершенного строительства аэропорта „Омск-Федоровка“ Оценка (млн руб.)
»КО-Инвест" «МИЭЛЬ-недвижимость»
Здание управления со столовой 72,9 3,4
Здание технических бригад 4,8 0,5
Авиационно-техническая база и КПП 24,6 1,7
База механизации 59,5 7,4
Склад ГСМ 199,4 21,4
Итого 199,4 21,4